хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Categories:

Curse of Frankenstein, The \ Проклятие Франкенштейна (1957) и Frankenweenie \ Франкенвинн

Curse of Frankenstein, The \ Проклятие Франкенштейна (1957)
режиссер Terence Fisher
в ролях Peter Cushing /Peter Wilton Cushing/, Hazel Court, Robert Urquhart, Christopher Lee /Christopher Frank Carandini Lee/, Melvyn Hayes, Valerie Gaunt

Вот ЗДЕСЬ я когда-то выкладывал перевод статьи об этом фильме. Поэтому буду краток.
Это первый фильм "Хаммера" сделавший студию знаменитой. Это первый фильм "франкенштейнианы" снятый в цвете. Это первый хоррор, где сошлись вместе две звезды "Хаммера" Кристофер Ли и Питер Кушинг. Это первый ужастик, в котором ужасы приняли вещественную, почти натуралистическую форму. Это первый фильм хаммеровской франкенштейновской франшизы установивший канон образа главного героя.
Как известно из фильма в фильм менялись актеры изображающие Монстра, но барон Виктор Франкенштейн имел всегда лицо Питера Кушинга. С каждой новой картиной Кушинг добавлял своему персонажу новые, обычно отрицательные черты характера, пока не превратил его в чудовище в фильме "Франкенштейн должен быть уничтожен". Но такой подход был заложен, как выяснилось уже в самой первой ленте.
Франкенштейн Кушинга не просто ученый, возомнивший себя равным Богу и дерзнувший создать кощунственную пародию на акт творения при помощи гальваники и электричества, как это было в романе Шелли. Его персонаж до конца не знает, зачем ему все это нужно, но он считает, что наука должна попробовать все. Ради этого он готов идти на любые преступления. Надо отметить, что в данной картине Франкенштейн убивает больше людей, чем созданный им Монстр. Сам Монстр Кристофера Ли отличается от классического с Борисом Карловым не только совершенно иным гримом (что объясняется авторским правом "Юниверсал" на созданный образ), но и тем, что в этом существе нет искры сознания, а лишь простые инстинкты. Ли очень хорош в роли уродливого безмозглого существа, его персонажа жалко, как бывает жалко собаку, попавшую под колеса мчащегося автомобиля.
В этой постановке отсутствует ставшая привычной горбатая фигура помощника барона, мучителя Монстра. Здесь вместо него бывший учитель Франкенштейна, а ныне его ассистент Пол Крепке (Роберт Уркухарт). Этот человек сначала помогает барону во всех экспериментах, зачем начинает его клеймить за попытку создания Монстра, но сохраняет молчание даже после совершенного Франкенштейном убийства ученого гостя. В финале он уводит у барона жену и молчанием предает его гильотине. Созданный Уркухартом персонаж выглядит еще более отвратительным, чем одержимый Виктор.
Хэйзел Корт сделала из Елизабет циничную женщину вышедшую замуж за Франкенштейна по денежным соображениям и легко отступающую от него в минуту нужды. Собственно, в фильме нет ни одного положительного персонажа, здесь даже слуги пытаются сделать на своем хозяине гешефт.
Несмотря на заявленный в фильме натурализм, на самом деле все довольно невинно. Теренс Фишер стыдливо уводит камеру в сторону в самые неприятные моменты, и предоставляет зрителю самому домыслить происходящее. Надо отметить, что такой подход срабатывает и создает атмосферу происходящего ужаса.
Единственно нелепый момент фильма - когда барон пытается спасти мозг, приготовленный для пересадки. Мозг поврежден во время схватки барона с Полом Крепке и теперь Виктор меланхолично вытаскивает пинцетом попавшие в мозг осколки стекла. Этот фрагмент выглядит настолько смешно, что хотело крикнуть что-то типа "Не парься и продай этот мозг в румынский ресторан!".

Frankenweenie \ Франкенвинни (1984)
режиссер Tim Burton
в ролях Shelley Duvall, Daniel Stern, Barret Oliver, Joseph Maher

Маленький мальчик по имени Виктор Франкенштейн любит свою собаку по кличке Спарки и не может примириться с его смертью под колесами автомобиля. На уроке биологии он слушает лекцию о том, как при помощи электрических разрядов можно вызвать сокращение лапок у дохлой лягушки и решает оживить своего пса. Он устраивает в доме мини лабораторию, ночью выкапывает Спарки и возвращает его к жизни. Пес снова весел и бодр, несмотря на болт в шее и неумело пришитую на нитку голову. Соседи не рады появлению монстра, да и родители не в особом восторге. В итоге, как и положено соседи с факелами загоняют собаку на старую мельницу.
Даже если заранее не знать имя режиссера можно легко догадаться по могильному крестику из двух скрещенных косточек на собачьей могиле. Бартоновский стиль присутствует в полной мере и на этой короткометражке молодого режиссера. Говорят, диснеевские боссы, посмотрев, что снял новичок на их студии, уволили его сразу же после просмотра. Неудивительно, ибо Бартон для них неформатен и в представление о том, каким должно быть семейное кино совершенно не укладывается.
Короткометражка хороша и хорошо то, что это короткометражка. Бартон снял анекдот, а он и должен быть коротким. На роль мамы Виктора режиссер пригласил Шелли Дюваль, и она выглядит немного лучше воскресшей собачки. В роли страшненькой девочки соседки занимающейся аэробикой вместе со своей куклой барби снялась Софи Коппола.

Tags: hammer, horror, movies
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments