хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Categories:

Жизнь на открытках:Leni Riefenstahl


Бе́рта Хе́лена Ама́лия Ри́феншталь, более известна как Ле́ни Рифеншталь (нем. Berta Helene Amalie «Leni» Riefenstahl; 22 августа 1902, Берлин — 8 сентября 2003, Пёкинг) — немецкий кинорежиссёр и фотограф. Также актриса, танцовщица.
Рифеншталь является одним из самых известных кинематографистов, работавших в период национал-социалистического господства в Германии. Ее документальные фильмы «Триумф воли» и «Олимпия» послужили основанием объявить ее активным пропагандистом Третьего рейха.
Берта Хелена Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в Берлине. Через два с половиной года родился её брат Хайнц. Отец Лени, Альфред Рифеншталь, был богатым купцом и владел фирмой по монтажу сантехники. Мать Берта Ида, урожденная Шербах, занимается развитием у её дочери художественных наклоностей. В 1907 году маленькая Лени становится членом плавательного клуба «Русалка». Тогда же вступает в ряды гимнастического общества, учится кататься на роликовых и ледовых коньках. Помимо этого, в течение пяти лет она берёт уроки игры на фортепьяно. В 1918 году Рифеншталь успешно заканчивает обучение в коллморгенском лицее Берлина.
В том же году она без разрешения отца, но при поддержке матери, берёт уроки танцев. Хара́ктерный танец и балет также входят в её планы. После первого же публичного выступления, между отцом и дочерью разгорается ссора. Чтобы избежать отправки в закрытый интернат для девушек, Лени Рифеншталь подаёт заявление в государственное художественное училище в Берлине, поступает в него и недолго изучает в нём живопись.
В 1919 году отец посылает её в пансион в Тале. Там она тайно занимается танцами, играет в театральных постановках и посещает представления местного театра на сцене под открытым небом. По прошествии года ей разрешают покинуть пансион. В 1920 году Рифеншталь становится секретарём на предприятии своего отца. Она учится машинописи, стенографии и бухучёту. Кроме того, Лени теперь может открыто брать уроки танцев и даже выступать на публике. Помимо всего этого, она играет в теннис. После очередной ссоры с отцом, приведшей к уходу Лени из родительского дома, отец наконец-то перестает сопротивляться желаниям дочери, мечтающей о сцене.
C 1921 по 1923 год Рифеншталь обучается классическому балету под руководством Евгении Эдуардовой, одной из бывших петербургских балерин и дополнительно изучает хара́ктерный танец в школе Ютты Кламт. В 1923 году на полгода она уезжает в Дрезден, чтобы брать уроки танца в школе Мери Вигман. Её первое сольное выступление состоялось в Мюнхене 23 октября 1923 года. Затем последовали выступления в камерных постановках Немецкого театра в Берлине, во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Дюссельдорфе, Кёльне, Киле, Штеттине (ныне — Щецин в Польше), Цюрихе, Инсбруке и Праге. Однако разрыв связок ставит крест на дальнейшей карьере танцовщицы.
В 1924 году Лени Рифеншталь переезжает в свою первую собственную квартиру на Фазаненштрассе в Берлине. Тогда же она обручается с Отто Фройцхаймом, известным теннисистом. В июне в кинотеатре на Ноллендорфплац она смотрит фильм Арнольда Фанка «Гора судьбы» (1919), который ее настолько впечатляет, что она совершает поездку в горы. Лени встречается также с исполнителем главной роли Луисом Тренкером и режиссером Арнольдом Фанком, который проявляет к ней большой интерес. В то время как после разрыва мениска Рифеншталь ложится в клинику на операцию, Арнольд Фанк пишет для неё сценарий фильма «Священная гора». Лени разрывает помолвку с Отто Фройцхаймом. После ее выздоровления в Доломитовых Альпах начинаются съёмки фильма, премьера которого проходит 17 декабря 1926 года в Уфа-Паласт ам Цоо в Берлине. Танцовщица становится знаменитой актрисой. Она учится скалолазанию и катанию на лыжах, чтобы соответствовать требованиям Фанка к актерам в «горных фильмах». Рифеншталь исполняет главные роли в фильмах «Большой прыжок» (Der grosse Sprung, 1927), «Белый ад Пиц Палю» (Die weisse Hölle vom Piz Palü, 1929), «Бури над Монбланом» (Stürme über dem Montblanc, 1930) и «Белое безумие» (Der weisse Rausch, 1931).
В 1927 году на съёмках фильма «Большой прыжок» Рифеншталь работает с Гансом Шнеебергером, кинооператором и исполнителем главной роли, с которым она в течение трёх лет прожила в любовном союзе. В Берлине она знакомится с режиссёрами Георгом Вильгельмом Пабстом («Безрадостный переулок») Абелем Гансом («Наполеон»), Вальтером Руттманом («Берлин, симфония большого города») и писателем Эрихом Марией Ремарком. В 1928 году она посещает зимние Олимпийские игры в швейцарском Санкт-Морице. В этом же году появляется её первая статья в «Film-Kurier» о фильме Фанка «Белый стадион». Теперь Рифеншталь регулярно публикует репортажи о съёмках своих фильмов. В 1928 году играет также в фильме Рудольфа Раффе «Судьба Габсбургов» (Das Schicksal derer von Habsburg).
Съёмки фильма «Белый ад Пиц Палю» в Энгадине ведут два режиссёра — Арнольд Фанк и Георг Вильгельм Пабст. Лени Рифеншталь принимает участие в монтаже французской версии фильма. В результате фильм, после премьеры 15 ноября 1929 года в Уфа-дворце берлинского зоопарка, снискал оглушительный национальный и международный успех. Этот фильм стал одним из последних великих немых фильмов.
В 1932 Лени Рифеншталь снимает «Голубой свет», ее режиссерский дебют. Наряду с режиссурой, сценарием и главной ролью она отвечает и за производство. Рифеншталь основывает собственную фирму «L.R. Studiofilm» и убеждает продюсера Харри Сокала вложить в производство «Голубого света» 50000 марок.
Объясняя, почему она решила заняться режиссурой, Лени Рифеншталь сказала, что давно хотела сыграть роль, совсем не похожую на те, которые она играла у Фанка, когда женщина всегда находилась на заднем плане, а горы являлись главным компонентом. Однако у Фанка она заимствует не только формальные элементы, но и сюжет его «горных фильмов». На фильме «Голубой свет» Рифеншталь работает также с исполнителями и операторами Фанка. Вместе с венгерским писателем и теоретиком кино Белой Балашем она написала для себя главную роль девушки, к которой в силу ее загадочности с недоверием относятся жители горной деревни. В фильме «Голубой свет» горы являются одновременно декором и элементом действия, но не столь определяющим, как у Фанка. Спорт, приключения и комедийность фильмов Фанка вытеснены у Рифеншталь мистикой и миром волшебства.
Премьера фильма состоялась 24 марта 1932 года в Берлине. На биеннале в Венеции «Голубой свет» получает серебряную медаль. Рифеншталь совершает поездку в Лондон, где фильм восторженно встречают английские зрители. Позднее она напишет:
В «Голубом свете» я, словно предчувствуя, рассказала свою позднейшую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грез, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся ее идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя. До начала лета 1932 года я тоже жила в мире грез…
Несмотря на отрицательные отзывы берлинских критиков (по воспоминиям Харри Сокала они были, в основном, евреями), картина стала приносить прибыль, и в октябре 1933 года Бела Балаш как соавтор сценария предъявил к Лени Рифеншталь денежные претензии. Рифеншталь, в свою очередь, обратилась к гауляйтеру Франконии, а также главному редактору известной антисемитской газеты «Штурмовик» Юлиусу Штрайхеру[: «Настоящим уполномачиваю гауляйтера Юлиуса Штрайхера из Нюрнберга — издателя „Штюрмера“ — представлять мои интересы по вопросам претензий ко мне еврея Белы Балаша».
В феврале 1932 года Рифеншталь впервые присутствует на выступлении Гитлера в берлинском Дворце спорта и в мае пишет ему письмо. Вскоре между ними происходит встреча. Рифеншталь уезжает в Гренландию на съёмки фильма Арнольда Фанка «SOS — айсберг» (S.O.S. Iceberg, 1933), премьера которого состоялась 30 августа 1933 года в Уфа-Паласт ам Цоо в Берлине. Из серии статей о поездке в Гренландию для журнала «Tempo», а также из лекций перед показом фильма в кинотеатрах возникает книга, вышедшая в свет в 1933 году. Рифеншталь снова встречается с Гитлером. Она также знакомится с Йозефом Геббельсом и его супругой. На протяжении всей своей жизни Рифеншталь будет утверждать, что между ней и министром пропаганды возникла и сохранялась глубокая взаимная антипатия.
В мае 1933 года Рифеншталь принимает предложение Гитлера снять фильм о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге, «партсъезде победы». Она работает с известными операторами Зеппом Алльгайером, Францем Ваймайром и Вальтером Френцем и сама занимается монтажом. Продюсером выступает министерство пропаганды во главе с Геббельсом. Премьера «Победы веры» состоялась 1 декабря 1933 года. Однако после уничтожения верхушки СА в «ночь длинных ножей» фильм практически сразу изчезает с экранов, так как в нем наряду с Гитлером большое место отводится начальнику штаба штурмовых отрядов Эрнсту Рёму.
Фильм «Победа веры» стал для Рифеншталь своеобразной «пробой пера». Отснятый материал всё ещё отчётливо носит характер репортажа, содержит достаточно много случайного и несистематизированного материала и является, таким образом, недостаточно зрелой презентацией НСДАП как политической партии, демонстрируя в то же время неопытность Рифеншталь в качестве режиссёра документального кино. И Рифеншталь, и НСДАП ещё предстояло поработать над собой.
В апреле 1934 Гитлер поручает Лени Рифеншталь съёмки «Триумфа воли», ещё одного фильма о съезде НСДАП, «съезде единства и силы». Для этого она основывает производственную компанию «Reichsparteitagfilm GmbH». Как и «Победа веры», фильм финансируется самой НСДАП. Рифеншталь осталась недовольна прологом, снятым Вальтером Руттманом, и взяла в свои руки руководство съёмками, которые проходили с 4 по 10 сентября в Нюрнберге. В её распоряжении находилась команда из 170 человек (из них 36 операторов) и 30 камер, они закреплялись на флагштоках, поднимались на дирижаблях, Гитлера снимали сразу с нескольких точек. Лени Рифеншталь понадобилось семь месяцев для монтажа и завершения работы над фильмом. Из отснятого материала длительностью в несколько сотен часов она смонтировала фильм, хронометраж которого составил 114 минут. Музыку к фильму написал известный композитор Герберт Виндт, который и в дальнейшем сотрудничал с Рифеншталь. Премьера «Триумфа воли» состоялась в присутствии Гитлера 28 марта 1935 года в Уфа-Паласт ам Цоо в Берлине.
О «Триумфе воли» Рифеншталь говорила, что она хотела создать не хронику, не репортаж, а «художественный фильм»: «Это не отвечает ни героическому стилю, ни внутреннему ритму реального события. Его должен ощутить, подчинить своему движению и передать художественный фильм. Внутреннее понимание задачи само по себе выдвигает такое понятие, как художественное решение. (…) Еще нигде в мире государство не занималось в такой степени вопросами кино. Это его лицо, которое обращается к нам, его фюрер и его соратники. Весь народ узнает в нем самого себя». (Der Deutsche, 17.01.1935) Эти слова были для Рифеншталь также программой монтажа фильма. Она создала кинематографическую симфонию движения, в которой Гитлер является главным исполнителем даже в том случае, когда его нет на месте событий. Ритм и движение используются при этом в качестве художественных принципов организации киноматериала, чтобы вызвать у зрителя эмоциональную реакцию и впечатление личного непосредственного участия в партийном съезде.
В то же время Рифеншталь подчеркивает документальный характер фильма, имея в виду объективное описание реального события. Однако ее работа с документальным материалом ведет к драматизации партийного съезда, который изначально был отрепетирован и инсценирован для киносъёмок.
Именно потому, что этот фильм наилучшим образом соответствует представлениям национал-социалистов о самих себе, их руководство чествует «Триумф воли» как образец удачной нацистской пропаганды и официально придаёт ему пропагандистский статус. За «Триумф воли» Рифеншталь получает Немецкую кинопремию за 1934/1935 год, премию за лучший иностранный документальный фильм на венецианском биеннале 1935 года и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Вслед за фильмом в свет выходит книга Лени Рифеншталь «То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии».
Поскольку вермахт, который в 1934 году после смерти Пауля фон Гинденбурга впервые принимал участие в съезде НСДАП, в «Триумфе воли» был представлен недостаточно, Лени Рифеншталь снимает 26-минутный короткометражный фильм «День свободы! — Наш вермахт!». Фильм рассказывает о седьмом съезде НСДАП 1935 года, и его премьера состоялась 30 декабря в том же году. Фильм создаёт настроение чрезвычайно лирическим началом с изображением ночной стражи и рассвета в палаточном городке, игрой теней и съёмками против солнечного света. Затем следуют командно-штабные учения вермахта под командованием Гитлера. Изобразительные средства этой кинокартины стереотипны, композиция неубедительна. Сама Рифеншталь называет свои пропагандистские постановки чисто документальными работами, причём она понимает под документальным фильмом такой фильм, который отражает дух и/или атмосферу мероприятия.
В 1935 году Лени Рифеншталь встречается с Карлом Димом, генеральным секретарём организационного комитета берлинских Олимпийских игр, которые должны пройти в 1936 году. Она заключает соглашение с кинокомпанией «Тобис» о съёмках «Олимпии» и занимается многочисленными подготовительными работами. Вскоре после этого, она основывает фирму «Olympiade-Film GmbH», акционерами которой являются она и её брат Хайнц. Вновь деньги фашистского министерства пропаганды и другие средства текут в кинокомпанию, чтобы профинансировать затратные съёмки.
В 1936 году Лени Рифеншталь в качестве подготовительных работ к фильму посещает зимние Олимпийские игры в Гармиш-Партенкирхене, а также встречается с Бенито Муссолини в Риме. С мая 1936 года начинаются кинопробы для «Олимпии». Рифеншталь работает над фильмом совместно с известными операторами (Вальтером Френцем, Вили Цильке (Willy Zielke), Гуцци Ланчнером (Guzzi Lantschner), Хансом Эртлем (Hans Ertl) и многими другими). Вместе они создают и применяют много новых кинотехнических приёмов и инноваций (например — камеру для подводной съёмки, рельсовый операторский кран). Число членов съёмочной группы составляет 170 человек. После съёмок в июле и августе 1936 года Рифеншталь вновь возвращается в монтажный цех. Между 1936 и 1938 годами она сортирует, архивирует и монтирует отснятый материал к олимпийским фильмам в своём доме в Грюневальде.
Производственный фильм о работе над «Олимпией» в 1937 году на Всемирной выставке в Париже получает золотую медаль. Премьера «Праздника народов» и «Праздника красоты» состоялась, как и прежде, в Уфа-дворце берлинского зоопарка 20 апреля 1938 года. Со своим фильмом Лени совершает поездку по Европе — сначала Вена, затем Грац, Париж, Брюссель, Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки, Осло и, наконец — Рим. За «Олимпию» Рифеншталь получает Немецкую кинопремию 1937/1938 годов, шведскую Полярную премию, золотую медаль за лучший фильм на международном кинофестивале в Венеции, Греческую спортивную премию, а на кинофестивале в швейцарской Лозанне в 1948 году дополнительно к золотой олимпийской медали, которой её наградил в 1938 году Международный олимпийский комитет, Олимпийский диплом.
Пролог первой части «Олимпии» известен: на экране видны руины Акрополя, затем камера показывает отдельные головы античных атлетов и богинь, плавно переходя на скульптуру дискобола работы Мирона, а с неё осуществляется переход к «живому изображению» обнажённых атлетов, которые на море в замедленной съёмке представляют такие античные соревнования как метание диска, копья и ядра. Далее зритель видит обнажённых гимнасток, движениями которых, античность, через зажжение олимпийского огня и эстафету факелоносцев, несущих огонь через Грецию, переносится в современность — на Олимпийский стадион Берлина 1936 года. Но и во второй части «Олимпии» имеется пролог: утренний лес, в котором бегуны по пересечённой местности, словно тени, возникают перед зрителем и обнажёнными прыгают в воду, сауна, блестящие тела атлетов, берёзовые веники, смеющиеся лица под душем. Но ещё более известным является конец фильма: прыжки в воду у мужчин, которые переходят в невесомый полёт в небо. Затем на экране возникает олимпийский стадион весь в огнях, слышен колокольный звон, видны олимпийский огонь и украшенные лавровыми ветвями флагштоки, которые склоняются друг к другу. Олимпийские знамёна и «Храм света», созданные молодым архитектором Альбертом Шпеером, являются финалом фильма.
В обеих частях «Олимпии» друг друга сменяют такие операторские приёмы, как репортажные панорамы, замедленное воспроизведение, панорамирование, пассажи с видом снизу, с субъективной камеры, параллельная съемка с нескольких камер. Основная смысловая нагрузка при монтаже была возложена на символическое возвышение, что было сделано с помощью оптических переходов, а также на эмоциональную музыку и на напряжение, возникающее в момент спортивного состязания, как у спортсменов, так и у болельщиков. Монтаж создаёт прямые зрительные связи между волей к победе немецких олимпийцев и аплодисментами Гитлера (или Геббельса и Геринга). Другими приёмами монтажа являются: импрессионистский монтаж тела в полёте (прыжки с шестом и в воду); монтаж беспрецедентной по накалу борьбы сцены в марафонском беге между покидающими тело силами (движения ног в замедленном воспроизведении) и огромной волей (сцены улиц в ускоренном воспроизведении и с динамичной музыкой); силуэты на земле (фехтование); а также переходы между музыкально иллюстрированными пассажами и частями, в которых присутствуют комментарии диктора и зрительская реакция на то, что происходит на арене. Комментарий к немецкой версии фильма риторически подчёркивает аналогию между спортивной борьбой и военными действиями.
Лени Рифеншталь, которая в «Олимпии» не обошла стороной выдающийся успех американских, причём даже чернокожих атлетов, надеялась на кассовый успех фильма в Штатах. И действительно, кинокомпания «Метро-Голдвин-Майер» пригласила её в 1938 году посетить США. В ноябре 38-го года Рифеншталь приезжает с «Олимпией» в Америку. Однако в день её приезда в США, из Европы приходит известие о еврейских погромах в течение, так называймой, «Хрустальной ночи», которая имела место в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии. Реакция американской общественности последовала незамедлительно — «Нью-йоркская антифашистская лига», мэр Нью-Йорка Фьорелло Ла-Гуардия (Fiorello LaGuardia) и Комитет киноактёров (Motion Picture Artists Committee) призывают к бойкоту как «Олимпии», так и самой Рифеншталь. В Голливуде появляются антирифеншталевские плакаты. Но, несмотря на это, Рифеншталь встречается с режиссёрами Кингом Видором и Уолтом Диснеем, а также с отцом американского автомобилестроения Генри Фордом, известного также по своей книге антисемитского содержания «Мировое еврейство». В Британии, следуя примеру Штатов, также отказались от показа «Олимпии». Однако позже — в 1956 году — голливудское жюри назвало «Олимпию» одним из десяти самых лучших фильмов мира. «Олимпия» явилась образцом для многих спортивных фильмов и репортажей и предвосхитила многочисленные технические новшества в киноиндустрии.
В 1958 году Лени создаёт новую редакцию фильма, и он выходит в ограниченный прокат в Берлине, Бремене и Гамбурге. Вторая часть «Олимпии» (первоначально — «Праздник красоты») переименовывается в «Богов стадиона». Однако проект ожидало кассовое фиаско. В 1967 году Рифеншталь в Мюнхене создаёт ещё одну версию, теперь уже англоязычную, фильма, которая должна быть показана по «13-му каналу» в канун Олимпийских игр в Мехико.
Лени Рифеншталь в 1936 была на встрече у дуче — фашистского вождя Италии.
Тот факт, что в то время, как американская общественность и лично мэр Нью-Йорка выражали протест против еврейских погромов в Германии, Лени Рифеншталь встречается с американским миллионером Генри Фордом, известным также своей антисемитской книгой «Мировое еврейство», свидетельствует об антисемитизме Лени.
Лени Рифеншталь не ограничилась съемками документально-постановочных и откровенно пропагандистских фильмов про военную машину вермахта, национал-социалистическую партию, снимая главных лиц Третьего рейха и таких идейных вдохновителей, как Гитлер, Борман и Геббельс. В 1939 году, Лени Рифеншталь, будучи уже фотожурналисткой, снимала вторжение Германии в Польшу, а в 1940 начала снимать фильм «Долина» (Tiefland), немузыкальную киноверсию оперы Эжена д’Альбера. На съемках она использовала заключенных цыган из концлагеря . Фильм был завершен в 1944 году, но победа союзников задержала выход картины. В свете этих фактов ее слова о том, что она слишком поздно разглядела зло в Гитлере выглядят натянутыми.
Нацистская пропаганда не могла не воспользоваться несомненно ярким талантом Рифеншталь, но и Рифеншталь не могла не использовать нацистов для своей карьеры. Сотрудничество с нацистами, пропаганда нацизма, в конечном итоге и погубило Лени Рифеншталь как кинорежиссёра; долгое время спустя после падения Третьего Рейха она не могла ничего снять, ее имя находилось под негласным запретом.
Сама Рифеншталь всегда видела себя как аполитичного деятеля искусства, который в то время не осознавал всей чудовищности фашистского режима. Цитата: «Я никогда не опровергала того факта, что попала под влияние личности Гитлера. Но то, что я слишком поздно распознала в нём демоническое, несомненно является виной или ослеплением» («Nie habe ich bestritten, dass ich der Persönlichkeit Hitlers verfallen war. Dass ich das Dämonische zu spät in ihm erkannt habe, ist zweifellos Schuld oder Verblendung», 1949).
В 1939 году Рифеншталь оканчивает курсы фронтовых корреспондентов. Однако реалии войны в Польше привели её в ужас. Поэтому, когда осенью 1944 года ей предложили снять фильм о Линии Зигфрида — оборонительной линии против союзников — она отказалась от съёмок. Вследствие этого она поссорилась с Геббельсом и имперской Палатой по делам культуры, которые больше никогда не давали ей средства на съёмки. Однако же, Рифеншталь никогда не отмежёвывалась от национал-социалистов.
Во время съёмок «Долины» Лени знакомится с лётчиком Петером Якобом (Peter Jacob), с которым 21 марта 1944 года в Кицбюеле она сочетается браком. В этом же году она в последний раз встречается с Адольфом Гитлером в его резиденции Бергхоф, а на русском фронте погибает её брат Хайнц (сосланный на восточный фронт за антинацистские настоения) Последние съёмки «Долины» состоялись в Праге. Незадолго до конца войны к ней в Кицбюель приезжает мать. В апреле 1945 года Лени Рифеншталь была взята в плен американскими оккупационными войсками.
Вернувшись в Европу, Рифеншталь читает лекцию в Париже на тему «Является ли кино искусством?». В 1939 для съёмок «Пентесилеи» она основывает собственную кинокомпанию «Leni Riefenstahl Film GmbH». Рифеншталь работает над сценарием и также занимается подготовкой съёмок. Однако работа прерывается 1 сентября 1939 года из-за начала Второй мировой войны. Она сама и сотрудники её кинокомпании поступают в действующую армию в качестве военных корреспондентов для освещения военных действий в Польше. Жестокие убийства солдатами вермахта польских гражданских лиц в городе Конские приводят её в ужас, и она отказывается от дальнейшей работы. По утверждению самой Рифеншталь, она также написала жалобу на действия военных в соответствующую инстанцию.
Она начинает переговоры с кинокомпанией «Tobis» о производстве «Долины» и вместе с Харальдом Райнлем (Harald Reinl) работает над сценарием фильма. В 1940 году запланированные натурные съёмки в Испании из-за войны переносятся в Германию. Однако чтобы воссоздать дух Испании, в качестве статистов на съёмках используют 68 цыган из расположенного поблизости концентрационного лагеря Максглан под Зальцбургом. Впоследствии многие из этих «неарийских» статистов погибли от непосильного труда в лагере или были расстреляны. В «Долине» Рифеншталь выступала не только как режиссёр, но и как исполнительница главной роли. Однако работа над фильмом замораживается из-за болезни Рифеншталь. Только в 1943 году состоялись последние натурные съёмки, но уже в Испании. Финансирование съёмок осуществляется имперским министерством экономики по личному распоряжению Гитлера. После окончания съёмок Лени Рифеншталь перевозит большую часть отснятого материала из Берлина в Кицбюель.
В период с 1949 по 1987 годы состоялось несколько судебных процессов против Лени Рифеншталь по поводу насильственного привлечения цыган из лагеря Максглан к съёмкам в фильме «Долина» в период национал-социализма. Фильм выходит в прокат в 1954 году, но не пользуется успехом. Новые проекты Рифеншталь реализовать не удается отчасти в силу ее нацистского прошлого, отчасти в силу крупных денежных затрат, которые на них требуются. Это приводит к тому, что Лени Рифеншталь прекращает заниматься кино и увлекается фотографией. В 1956 году в возрасте 52 лет она впервые совершает поездку в Африку. Её путевые впечатления, выраженные в снимках, были опубликованы в ведущих мировых СМИ — «Штерн» (Stern), «Санди Таймс» (The Sunday Times Magazine), «Пари Матч» (Paris Match), «Европеец» (L’Europeo), «Ньюсвик» (Newsweek), «Сан» (The Sun). Позже, в период между 1962 и 1977 годами она с фотоаппаратом не один раз пересекает нубийскую пустыню, запечатлевая на плёнку жизнь нубийских племён. В 1973 году в свет вышел фотоальбом «Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды», а в 1976 году следующий фотоальбом «Нубийцы из племени Кау»
Нужно отметить, что именно Лени Рифеншталь открыла нубийские племена центрального Судана для широкой публики во всем мире — после её фоторепортажей об их жизни ими заинтересовались не только журналисты, но и антропологи и историки.
В возрасте 71 года в 1974 году Рифеншталь впервые совершает погружение с аквалангом, естественно, с камерой для подводной съёмки. За последние три десятилетия своей жизни она совершает более двух тысяч погружений. Так начался новый этап в творчестве Рифеншталь-фотографа — съёмки подводного мира. Результатом её многолетней работы стали фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой», а также документальный фильм «Подводные впечатления».
В 1975 году ее фотоальбомы были объявлены «лучшей работой в области фотографии».
В 2002 году Рифеншталь работает над фильмом «Подводные впечатления» (нем. Impressionen unter Wasser)
В 1986 году в свет вышла её книга мемуаров, которая была издана в 13 странах, а в Америке и Японии ставшая бестселлером.
В 1993 году она дает большое интервью в фильме «Сила образов». Фильм получил премию «Эмми» и специальный приз кинокритиков в Японии. В 2001 году президент МОК Хуан Антонио Самаранч в швейцарской Лозанне наконец-то вручает ей Золотую медаль берлинских Олимпийских игр 1936 года (хотя медаль и была присуждена ей ещё в далёком 1938 году, однако получить её она долгое время не могла).
В 2002 году Лени Рифеншталь празднует свой столетний юбилей в кругу множества звёзд (среди прочих, например, Зигфрид и Рой). В этом же году посетила Россию.
8 сентября 2003 года, через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в 2250 в своём собственном доме в городке Пёкинг, что на Штарнбергском озере. Её спутник жизни, 61-летний кинооператор Хорст Кеттнер, до самого последнего мига не отходил от неё.
У Рифеншталь не было детей, о чём она сожалела.
12 сентября 2003 года в Мюнхене состоялась панихида и кремация, а 10 октября того же года урна с прахом Лени Рифеншталь была захоронена на мюнхенском кладбище «Вальдфридхоф» (Waldfriedhof). (Вики)
































Tags: movies, жизнь на открытках, открытка, фото
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment