Сайфай из 1950-х. Часть 1
Beast from 20,000 Fathoms, The \ Существо с глубины 20000 фатомов (1953)
режиссер Eugène Lourié
в ролях Paul Hubschmid, Paula Raymond, Cecil Kellaway, Kenneth Tobey, Donald Woods, Lee Van Cleef
Надо отметить сразу несколько важных моментов.
1. Это кино появилось раньше японской «Годзиллы» поэтому является первым фильмом о чудовищах разбуженных ядерными взрывами.
2. Сценарий написал сам Рэй Бредбери, взяв за основу свой известный рассказ «Ревун»
3. Это не «бэшка» от RKO, а серьезный проект студии «Уорнер Бразерс».
4. При бюджете в 210.000 фильм взял в прокате 5.000000 и сделал на время Бредбери весьма востребованным человеком в Голливуде.
Военно-исследовательская экспедиция в Арктике проводит эксперимент по применению ядерного оружия в полярных условиях. Заведуют всем военные, но идея и исполнение принадлежат лучшим ученым Соединенных Штатов. Взрыв произошел согласно расчетам, но когда двое ученых вышли наружу снять показания счетчиков, назад вернулся лишь один, поскольку случилось непредвиденное.
Один из них увидел среди гор льда и снега ужасного монстра. К сожалению, он погибает, так и не успев рассказать остальным участникам экспедиции об увиденном. Но другой ученый, профессор Том Несбитт, мельком тоже видит чудовище и пытается поставить в известность власти и армейское командование, но в ответ получает лишь недоверие и насмешки. Пока он приходит в себя после тяжелой экспедиции, в газетах начинают появляться сообщения о морском драконе, топящем корабли у побережья Канады. В поисках людей, что могут поверить в случившуюся с ним историю он выходит на одного знаменитого палеонтолога и его ассистентку. Просматривая изображения древних динозавров, Несбитт неожиданно находит рисунок, на котором изображен монстр точь-в-точь похожий на того, кто повстречался ему в Арктике. По сведениям палеонтологов единственное место на Земле, где находили кости динозавров данного вида - подводный каньон возле побережья Нью-Йорка. Скорее всего, монстр, повинуясь голосу инстинкта, плывет к месту своего рождения. Пока два ученых пытаются привлечь внимание властей, динозавр появляется в Большом Яблоке.
На удивление хорошее кино, если откинуть спецэффекты того времени. Сам динозавр сделан в студии знаменитого Рэя Хэррихаузена, и вы можете представить, как он выглядит. Редкий случай, когда хочется посмотреть современный ремейк, если он вдруг выйдет на экраны. Очень мало обычных для жанра глупостей и непривычно мало упреков к диалогам. Все, что в фильме мне не понравилось нужно относить не к Бредбери, а к тем пяти соавторам, что присосались к его сценарной заявке.
Монстр в фильме - не чудовищное порождение ядерных взрывов как в японских подражаниях, а животное, движимое инстинктами, вернувшееся на родину и не понимающее, куда оно попало. Его оргия разрушений в Нью-Йорке вызвана не яростью злобного хищника, а животным страхом существа, испуганного незнакомыми запахами и сжатого теснинами небоскребов города. Его гибель снята подчеркнуто в грустной тональности: раненый динозавр, забредший от людей в пустующий парк аттракционов, запутывается в переплетениях американских горок и там находит свою смерть от пули снайпера. Главный злодей фильма, он же главный персонаж, то кто собственно своими опытами пробудил чудовище к жизни и фактически ответственен за гибель более чем сотни людей, в финале принимает поздравления от окружающих и говорит, что современная наука может не только разрушать, но и спасать людей...
Cat-Women of the Moon \ Женщины-кошки Луны (1953)
Режиссёр: Arthur Hilton
В ролях: Sonny Tufts, Victor Jory, Marie Windsor, William Phipps, Douglas Fowley, Carol Brewster
Некоторые фильмы бывают настолько плохи, что со временем становятся чудо, как хороши. Данное кино как раз из их числа.
Артур Хилтон всю жизнь проработал монтажером и даже выдвигался на «Оскар» в данной категории. В качестве режиссера он в основном снимал телевизионные сериалы и тоже не вызывал нареканий. Поэтому все подозрения падают на Элла Цимбалиста, продюсера малобюджетных фильмов и автора сценария. Он же отвечает за чудесные спецэффекты в фильме. Придуманный им сюжет вполне мог бы родиться в голове погонщика ЛСДшных трипов, если бы к тому времени данный продукт уже существовал и вошел в обиход околокиношных деятелей.
Америка запустила в космос первый в мире космический корабль на атомной энергии. Им управляет экипаж из пяти человек, включая одну женщину штурмана (Виндзор). Во время полета они слишком увлеклись переговорами с Землей и пропустили удар метеорита слегка задевшего атомный реактор. Механику пришлось спускаться в реактор и исправлять повреждения. На все про все ему было выделена ровно минута - на 61 секунде радиация должна была проникнуть ему за меховую подкладку и нанести смертельный укус. Радиации не обломилось, поскольку механик оказался шустрым. Но это все семечки по сравнению с тем, что вытворяла штурман. Во время сеанса с Землей она упоминала какую-то «Альфу», а затем настаивала совершить посадку на лунном терминаторе. На вопросы «Зачем?» отвечала лапидарно в духе Василия Алибабаевича «Надо!» После посадки она с уверенностью экскурсовода ведет остальных к какой-то пещере явно искусственного происхождения. На продолжающие возникать у команды вопросы Хелен Селлинжер (так зовут этого Вергилия в женском обличии) говорит «не скажу, иначе будет неинтересно». Внутри пещеры внезапно появляется земное тяготение, атмосфера и гигантские резиновые пауки, сбрасываемые на героев фильма студийными рабочими. К тому времени астронавты уже бродят по пещере без скафандров: во-первых, на фиг, ибо атмосфера, а во-вторых, их давно уже кто-то увел. Тут, наконец, Хелен говорит «Дошли!» и они оказываются внутри Луны, где обнаруживают скромный храм и несколько скудно обставленных жилых помещений. Затем на них внезапно нападают четыре девушки в коже, и столь же внезапно предлагают дружбу и доступ к своим закромам. Три члена экипажа поддаются их чарам, Хелен и так давно стала марионеткой в их руках, и только один персонаж угрюмо следит за всеми попытками обольщения, не прикасаясь к яствам продуктовым и телесным. Такая паранойя окажется не лишней к финалу, когда выяснится, что эти четыре девушки в латексе решили захватить ракету и лететь на Землю захватывать власть над миром мужчин.
Поскольку лента идет всего лишь час, звуки вашего смеха, не успев затихнуть, будут пугать ваших близких и соседей и после окончания фильма. Не удивлюсь, если «Женщины-кошки Луны» считаются в каких-нибудь кругах культовой лентой, более того готов примкнуть и разделить их энтузиазм. Влюбиться в эту картину просто как в блондинку-идиотку из анекдотов, а жить с ней никто и не заставляет, так что все нормально.
Мэри Виндзор снялась в этом чуде между участием в «Узкой грани» и «Убийством», не будем ее ругать за это.
Four Sided Triangle \ Четырехсторонний треугольник (Великобритания,1953)
Режиссёр: Terence Fisher
В ролях: Barbara Payton, James Hayter, Stephen Murray, John Van Eyssen, Percy Marmont, Jennifer Dearman, Glyn Dearman, Sean Barrett, Kynaston Reeves, John Stuart,
Первый сайфай от студии «Хаммер» и первая примерка жанра для будущего режиссера «Франкенштейна», «Дракулы» и многих других лент студии.
Два друга из детства во взрослую жизнь пронесли страсть к науке, взаимную преданность и любовь к одной и той же женщине. В науке они добились того к чему многие безуспешно идут всю жизнь - они создали аппарат в корне меняющий всю последующую историю человечества. Аппарат называется «дубликатор», он может создавать копию любого материального предмета. Дружба вынесла все испытания, но любовь внесла свои коррективы. Девушка выбрала в женихи лишь одного из персонажей, поскольку была умной, скромной и рассудительной. Не то, что мужики и особенно тот, кто оказался отвергнутой стороной. Не желая причинять вред счастью друга, но, желая заполучить свое собственное блаженство, он после продолжительных экспериментов дорабатывает машину и добивается создания точной копии своей возлюбленной. Но, будучи гением по части науки, в житейском плане он, тем не менее, оказывается настоящим лохом, поскольку не учитывает одну маленькую, но весьма важную деталь. И этот промах приводит к печальным последствиям.
Неплохая, хоть и нудноватая попытка посмотреть на заезженную историю о Франкенштейне свежим взглядом.
Journal information