хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Categories:

Сайфай из 1950-х. Часть 1



Тут меня недавно в личке человек спросил про старые рецензии на сайфай. Вот я и отобрал ему то, что смог найти. Может и еще кому-нибудь пригодится.

Destination Moon \ Место назначения - Луна (1950)
Режиссёр: Irving Pichel
В ролях: John Archer, Warner Anderson, Tom Powers, Dick Wesson, Erin O'Brien-Moore

Взяв за основу роман Роберта Хайнлайна, Голливуд выдал совершенно параноидальный продукт. У Америки проблемы с запуском космических ракет, многие из них взрываются прямо на старте. Большинство ученых едино во мнении - это диверсия. Правда, вслух озвучить боятся многие, поскольку ясно, что враг пробрался во властные структуры. Государственный аппарат страны ненадежен, поэтому довериться можно только патриотически настроенным частным предпринимателям, один из которых и взялся строить такую ракету. Он вместе со своим приятелем, армейским генералом собрал крупнейших промышленников и объяснил задачу: «Наша цель - Луна, наша задача - оказаться на ней первыми, ибо если коммунисты завладеют ею раньше, то судьба американской демократии будет плачевной». Сходняк постановил, что ракета должна быть построена в короткие сроки и строить ее нужно в самом сердце Америки в штате Техас. И работа закипела.



Понятно, что враги не дремали: они настраивали общественное мнение против проекта, подключали экологические и правозащитные организации к зомбированию массового сознания на тему вредности и опасности подобного типа ракет и даже добились судебного запрета. Поэтому главным героям пришлось улетать в спешке и ночью, что с одной стороны было несколько напряжно, а с другой удобно, ибо Луна лежала в небе как на ладони, и промахнуться было невозможно. В итоге, герои слетали на Луну, оставили там национальный флаг и вернулись обратно, тем самым спасли Америку, а значит и весь мир от красной угрозы. Собственно научными экспериментами персонажи не занимались, поскольку недосуг.
Надо отметить, что в отличие от основного потока фантастики 50-х здесь создатели пытаются создать более-менее реалистическое представление о космическом полете, невесомости и Луне, но все равно, как и положено в подобных фильмах, ограничиваются несколькими основными деталями.



Unknown World \ Неизвестный мир (1951)
Режиссёр: Terry O. Morse
В ролях: Bruce Kellogg, Otto Waldis, Jim Bannon, Tom Handley, Dick Cogan, George Baxter, Marilyn Nash

На удивление неоцененное кино из начала пятидесятых. Фильм заимствует жюль-верновский сюжет о путешествии к центру Земли наполняя его актуальным для того момента содержанием. Фильм, как и большинство сайфая 50-х малобюджетный, но режиссер умело использует этот минус в свою пользу.



Главный герой фильма доктор Морли озабочен неотвратимо приближающейся атомной войной и последующей деградацией цивилизации. Желая спасти хотя бы часть людей и сохранить научные знания для будущих эпох, он создает общество по спасению цивилизации. Его план по спасению основан на убеждении, что глубоко в недрах земли существует обширная полость пригодная для жизни. Он разработал специальную машину способную пробить себе дорогу через туннели, идущие из потухшего вулкана к центру земли. Морли собирает вокруг себя группу ученых-единомышленников и, получив деньги от легкомысленного сына миллионера, приступает к осуществлению своего плана. Экипаж «циклотрона» (так называется созданная Морли машина) начинает погружение к центру Земли.



Режиссер вместе со сценаристом Миллардом Кауфманом (Миллард в пятидесятые дважды номинировался на «Оскар») сумели создать сценарий, в котором скудность финансовых вложений не будет проступать в декорациях и спецэффектах. Так что любители динозавров могут не волноваться, положенных в подобном сюжете доисторических тварей в ленте не будет. Зато имеется крепкая история, хорошо проработанные персонажи и правильно выстроенные взаимоотношения между ними, есть интрига, драматические коллизии и всего лишь частичный хэппи-энд. Фильм не обманывает зрителя 50-х ложными надеждами, финал вполне суров и реалистичен (не в плане технических деталей, а в рамках предложенного сюжета). Актеры все справляются со своими ролями. Для малобюджетного сайфая пятидесятых это большое достижение.
Я посмотрел это кино с удовольствием, смотреть ли его вам решайте сами.


Day the Earth Stood Still, The(1951)
режиссер Robert Wise
в ролях Michael Rennie, Patricia Neal, Hugh Marlowe, Sam Jaffe, Billy Gray, Frances Bavier, Lock Martin, Elmer Davis

Земные радары зафиксировали в небе летающую тарелку, Ни от кого не таясь, она приземлилась в центре Вашингтона. Разумеется, место прибытия было тотчас окружено солдатами и бронетехникой. Вышедшего из глубин летательного аппарата пришельца столица американской демократии встретила торжественным прицельным огнем. Но вслед за пришельцем из тарелки вышел гигантский робот и сделал так, что больше уже никто стрелять не мог.



Вроде бы вполне традиционное начало для кинофантастики 50-х. Коварные пришельцы и мужественные военные, готовые поразить кого угодно - от агрессивной разумной морковки до воинственных зеленых человечков с Марса. Но на самом деле этот фильм Уайза находится совершенно в стороне от магистральной линии кинофантастики того времени. Пацифистское по духу и мизантропическое по настроению, кино оказывается совершенно не устаревшим и в наши дни. Никакое великое откровение не сможет убедить нации забыть о своих разногласиях, и только жесткая непреклонная воля извне может заставить людей пойти по пути мирного существования.
Уайз снял динамичную ленту, с энергичным монтажем и хорошей игрой актеров. Жена Роальда Даля была, как выяснилось, красивой женщиной.




Man from Planet X, The / Человек с планеты Х (1951)
Режиссёр: Edgar G. Ulmer
В ролях: Robert Clarke, Margaret Field, Raymond Bond, William Schallert

1951, самое начало 50-х. В большом киномире крепко пьющий Хэмфри Богарт плыл по африканским речкам, неподкупный Кирк Дуглас брёл через пустыню, Алек Гиннесс грабил банк, а Клифт Монтгомери шел на электрический стул. В мире "b-movies" новое десятилетие тоже началось весьма оживленно. Камерон Митчелл летел на Марс, таинственная планета Зира пыталась на скорости поцеловать Землю, а в преддверии этого романтического свидания нашей планете было нанесено несколько неофициальных визитов. Космическая морковь пыталась поссорить ученых и военных в Арктике, инопланетный пацифист проповедовал землянам моральные ценности при помощи доброго слова и огромного робота, а на маленький островок в Шотландии прибыл таинственный пришелец с неясными намерениями.




Пришелец - уродливая копия землян, а ничего не раздражает среднестатистического человека больше как небольшое отклонение от нормы. Разумную стрекозу всегда легче принять, чем карлика соседа. Это ясно. При этом интеллект и образование большой роли не играют. На этом островке кроме автохтонного населения временно проживает профессор с дочкой и его ученые друзья. Пришелец объявился среди них и вызвал целую бурю эмоций вплоть до рукоприкладства. Впрочем, в итоге подобная ксенофобия оказалась оправданной, ибо звездный гость был авангардом армии вторжения и после первого неудачного контакта стал заниматься зомбированием не хуже доктора Мабузе. Поскольку он проник на британскую территорию без должным образом оформленных документов, то персонажи фильма устроили ему насильственную депортацию.
Известный своим шикарным «Черным котом» Ульмер снял за 6 дней и 50 000 долларов неплохой сайфай, использовав при этом декорации только что отснятой «Жанны д'Арк». Все актеры в пятидесятые активно участвовали в съемках малобюджетного жанрового кино (согласно примету «как встретишь десятилетие, так его и проведешь»), оператор уже работал с Орсоном Уэллсом и еще поработает с Хичем, так что с картинкой тоже все в порядке. Любителям жанра смотреть обязательно.



Red Planet Mars \ Красная планета Марс (США,1952)
Режиссёр: Harry Horner
В ролях: Peter Graves, Andrea King, Herbert Berghof, Walter Sande, Marvin Miller, Willis Bouchey, Morris Ankrum, Orley Lindgren, Bayard Veiller.
Культовая вещь. Я считаю, это кино должен посмотреть каждый. Вот вкратце содержание фильма.
Нацистский ученый из тех, кто во время войны свинячил в концлагерях, между экспериментами над людьми изобрел некую водородную лампу с неясными, но мощными возможностями. Американцы отбирают у него чертежи и сажают в тюрьму, русские похищают его оттуда и дают работу. Немец как кондор свил себе гнездо где-то в Андах и следит за действиями американцев. Американский ученый Крис Кронин простодушно присвоивший себе чертежи водородной лампы строит с ее помощью передатчик для установления радиоконтакта с Марсом. Его знакомый астроном, глядя в большой телескоп, обнаружил в очередной раз на Марсе следы бурной хозяйственной деятельности, полные каналы талой воды с марсианских ледников и намеки на местные мегаполисы. В ответ на отчаянные радиосигналы Кронина марсиане начинают отправлять собственные послания. В них сообщается о том, что местные обитатели живут по триста лет, вместо угля и бензина используют энергию космических лучей, да и в остальных делах продвинуты на зависть землянам. Эти послания становятся достоянием прессы и вызывают катастрофическое падение акций энергетических, нефтеперерабатывающих, а также угледобывающих компаний. Шахты закрываются в преддверии новых технологий, миллионы людей остаются без работы. Русские пристально следят за марсианскими посланиями при помощи прирученного немца. Русские надеются первыми получить доступ к марсианским технологиям и успеть навернуть приобретенными космическими лучами по странам свободного Запада во славу Иосифа Виссарионовича. Но тут инопланетные малявы, пропитанные как дамский платочек духами обещаниями невиданных технологий сменяются посланиями духовного характера. Идут слова Нагорной проповеди и укоризна в духе «я вам все давно разжевал, а вы продолжаете поклоняться ложным кумирам».



Человечество в мгновение ока просветляется, миллиарды устремляются в церковь, а в России крестьяне, послушав в своих деревянных избах по радио «Голос Америки» разбивают портреты большевистских вождей, откапывают спрятанные в земле иконы и под распевание религиозных гимнов идут на штурм Кремля. Кровавый режим косит восставших миллионами, но не «в силе Бог, а в правде» и вот вернувшийся из Сибири патриарх с лицом Вуди Аллена объявляет о свержении большевистского ига и установлении Российской православной державы с патриархом во главе. Русские войска выводятся из Восточной Европы, и воцаряется сплошной экуменизм и благолепие меж людей. Но тут с гор, с вершин холодных к ученому Кронину спускается тот самый ученый наци и дела принимают неожиданный оборот...
Чудесная, восхитительная, чарующая вампука, которую хочется пересматривать не один раз. В начале пятидесятых фильм был квинтэссенцией всех параноидальных страхов американского общества, сейчас это просто водевиль без песен. Генеральный секретарь начальнику НКВД во время заседания правительства: «я вам сколько раз говорил о том, что если хотите сказать мне что-то по секрету, говорите на английском». Надо отметить, что русские в фильме действительно говорят по-русски и практически без акцента.


Tags: movies, ночное чтиво, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Recent Posts from This Journal