хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Categories:

«Что мне в имени твоем…»



источник

Одной из страстей Бен-Гуриона была ивритизация фамилий. Движение за ивритизацию существовало давно, но Бен-Гурион принял это особенно близко к сердцу. В идеале вообще все евреи в Израиле должны были поменять фамилии на ивритские, а пока идеал недостижим, фамилии должны были менять те, до кого он мог дотянуться: министры, высшие чиновники, дипломаты и т.д. Еще одной страстью Бен-Гуриона была армия. Поэтому на армейском фронте он вел войну за ивритизацию особо активно.
Уже в июне 1948 Бен-Гурион отдал следующее указание:
"Желательно, чтобы все командиры (от командира отделения до начальника штаба) сменили фамилии, если они немецкие, англосаксонские, славянские, французские и вообще иностранные - на ивритские фамилии, чтобы быть примером солдатам. Армия Обороны Израиля должна быть еврейской по духу, по виду и по всем внутренним и внешним проявлениям.
Желательно, чтобы замены имен были произведены в течение двух недель, и опубликованы (без указания воинского звания) в официальной газете, для придания законного статуса новому имени.
Следует создать при штабе комиссию, которая предложит ивритскую фамилию каждому офицеру, кто обратится за советом".



Указанную армейскую комиссию по смене имен создали, и она давала советы и вела агитацию. И хотя менять фамилию это был не приказ, а рекомендация, Бен-Гурион рекомендовал очень упорно и всеми возможными способами. От старших офицеров он прямо требовал сменить фамилию, у младших постоянно выяснял, как их зовут, часто сам предлагал варианты нового имени, и даже просто замечая неподходящие фамилии в документах, он не ленился писать письма, что офицеру такому-то не мешало бы ивритизироваться.
Так, например, в сентябре 1949 он написал начальнику управления кадров и начальнику генштаба:
"Последний недельный отчет (№81) подписан майором Гольденцвайгом.
Если у майора нет особой причины продолжать носить неуклюжее немецкое имя, которое израильтянам трудно произносить - я бы со всем уважением и серьезностью предложил ему заменить имя на ивритское.
Возможно, майору придется выступать от имени АОИ, и нежелательно чтобы от имени израильской армии выступал человек, которого примут за немца".
И даже при обсуждении острых политических вопросов Бен-Гурион не забывал про ивритизацию. В январе 1953 депутат Кнессета от компартии Эстер Виленска обратилась к министру обороны с депутатским запросом: на каком основании капитан Городинский прислал в редакцию газеты компартии "Коль а-ам" извещение, что армия отменяет подписку на газету. Бен-Гурион ответил, что капитан Городинский действовал не самовольно, а исполняя приказ министра обороны начальнику генштаба, подписка отменена потому, что "Коль а-ам" поддержал "дело врачей-вредителей", и газета, поддерживающая такую низкую нацистскую клевету, не будет распространяться в армии за счет государства. А военный секретарь Бен-Гуриона Нехемия Аргов одновременно послал начальнику генштаба письмо: "Мне приказано министром обороны попросить капитана Городинского, упомянутого в запросе, поменять имя на ивритское, если это возможно".
Однако это все еще были просьбы и предложения.
В июне 1955 Бен-Гурион дал начальнику генштаба новое указание: все офицеры, представляющие армию в заграничной поездке, обязаны иметь ивритскую фамилию. Это была уже не рекомендация, а приказ, и как таковой он был оформлен приказом генштаба номер 30.0406. С тех пор все офицеры АОИ, выезжающие за границу с официальным визитом, на учебу, в качестве военного атташе, военного советника и т.д. были обязаны менять фамилию, если она не была ивритской. В течение многих лет тысячи офицеров сменили фамилии согласно этому приказу, который был отменен только в 1997.
Какое же событие подвигло Бен-Гуриона на этот приказ? Этим событием был поход фрегата "Мисгав". Бен-Гурион указал это в самом приказе:
"Военнослужащие, как и гражданские, имеют все гражданские права, включая сомнительное "право" - сохранять иностранные фамилии (славянские, немецкие и т.д.), хотя желательно, чтобы как минимум кадровые военнослужащие имели ивритские фамилии; но у министра обороны или у штаба нет полномочий обязывать солдат и офицеров к этому.
Однако сообщите всем войскам, что с этого момента и далее ни один офицер не будет послан за границу с представительской миссией, если у него не будет ивритской фамилии.
Визит "Мисгава" в Южную Африку стал источником гордости и радости для южноафриканского еврейства, и по полученным оттуда сообщениям это было глубоким еврейским переживанием для всех наших братьев в этой далекой стране. Но многие сожалели, а также устыдились, из-за славянского имени командира корабля. И следует предотвратить это на будущее".



Командиром со славянским именем был капитан третьего ранга Эдвард Вишневский. Он родился в Варшаве в 1926, во время второй мировой сбежал из гетто, партизанил, после войны вернулся в Варшаву. Начал учебу в университете, потом вместо этого поступил в мореходное училище в Гдыне. В июле 1946 учебный парусник "Дар Поможа" вышел с курсантами в первое послевоенное плавание. После посещения Копенгагена, Саутгемптона, Марселя, Гибралтара, Касабланки и Портсмута "Дар Поможа" пришвартовался в октябре 1946 в Стокгольме, последней стоянке перед возвращением в Польшу. Рядом с ним в порту стояло судно "Сан Мигель", которое сотрудники "Мосад ле-алия бет" готовили для нелегальной репатриации евреев в подмандатную Палестину. Эдвард разговорился с ними, и в результате бросил польский флот и присоединился к команде "Сан Мигеля".
После перехода из Стокгольма во Францию "Сан Мигель" отплыл 3 февраля 1947 из порта Сет в Палестину с 796 нелегальными репатриантами на борту. 16 февраля "Сан Мигель", уже под именем "А-маапиль а-альмони" ("Неизвестный нелегальный репатриант"), был перехвачен британскими кораблями и взят на абордаж. Судно отбуксировали в Хайфу, репатриантов депортировали в лагеря заключения на Кипре. Эдвард сбежал с Кипра по поддельным документам и добрался до Палестины. Вступил в Хагану, в начале Войны за Независимость воевал в Хайфе, затем перешел в ВМС. Служил на кораблях "Эйлат", "Веджвуд", "Хагана" и "Мивтах", и в 1953 уже командовал фрегатом "Мисгав", в том числе в ходе оказания израильским флотом помощи пострадавшим от землетрясения на Ионических островах.
15 февраля 1955 фрегат "Мисгав" (К-30) под командованием Вишневского вышел в дальний поход. Целями этого похода, названного операцией "Экватор", были демонстрация израильского флага на дальних берегах, укрепление связей с большой еврейской общиной Южной Африки, а также морская практика для кадетов курса морских офицеров. В 1951 "Мисгав" вместе с корветом "Хагана" уже ходил с подобной миссией в США в ходе операции "Колумб", и впечатление нужно было расширить до новых широт.
"Мисгав" посетил Гибралтар и Фритаун, и 6 марта 1955 первым из кораблей ВМС Израиля пересек экватор. К событию отнеслись со всей серьезностью и по всем морским обычаям. Вишневский передал командование кораблем богу морей Нептуну, которого изображал один из четырех членов экипажа, уже пересекавших экватор ранее, и затем всех непересекавших мазали машинным маслом, клеем и мукой, окунали в построенный бассейн с морской водой и поливали из брандспойтов. По окончании церемонии посвящения всех признали "морскими рыцарями" и раздали соответствующие дипломы. Также из морских суеверий сожгли чучело акулы, сделанное из тряпок и набитое водорослями, как жертву Нептуну.
После этого "Мисгав" продолжил движение по маршруту Кейптаун-Лоренсу-Маркиш-Дурбан-Порт-Элизабет-Кейптаун-Монровия-Дакар-Гибралтар-Ливорно и 2 июня 1955 вернулся в Хайфу. Операция увенчалась полным успехом. И южноафриканские евреи, и официальные лица приняли гостей на ура: салюты, парады, балы, пасхальный седер в Кейптауне, полеты экипажа в Йоханнесбург и другие города вдали от моря, и более десяти тысяч визитеров на сам корабль. Еврейские школы, общества, синагоги, все от мала до велика проявляли бурную радость от встречи с израильскими моряками. Как писали газеты, "поход "Мисгава" стоил тысячи речей".
Бен-Гурион тоже был весьма доволен результатами, его настроение омрачила только фамилия командира "Мисгава". Настолько, что он запретил командирам с такими фамилиями представлять Израиль в дальнейшем. Неизвестно, действительно ли "многие сожалели, а также устыдились, из-за славянского имени командира корабля", как написал Бен-Гурион, либо он таким образом выразил свои собственные чувства. Он вернулся из отставки в киббуце Сдэ-Бокер на пост министра обороны 21 февраля 1955, уже после отплытия "Мисгава", и постоянно мелькавшая в репортажах на всем протяжении похода фамилия командира стала последней соломинкой в его борьбе с иностранными именами в армии, после чего Бен-Гурион перешел от советов к приказам.
В этом походе карьера Эдварда Вишневского приняла неожиданный поворот. На обратном пути при стоянке в Монровии "Мисгав" посетил президент Либерии Уильям Табмен. Это был первый визит главы иностранного государства на израильский корабль, поэтому в Монровию специально прилетел начальник отдела протокола МИД Израиля Михаэль Симон. Вишневский был известен знанием и соблюдением морского этикета, и только что в Южной Африке имел дело с губернаторами и министрами, но для президента решили прислать главного протокольного специалиста и дипломатического представителя. По израильскому обычаю командировку Симона оформили как резервную службу: он не только был главой протокола МИД и доктором по истории, но и штурманом ВМС в резерве в звании капитан-лейтенанта.
Президента приняли с пушечным салютом, оркестром и почетным караулом, он осмотрел корабль, побеседовал с офицерами и отобедал с командиром. На следующий день состоялся совместный парад израильских кадетов и подразделений либерийской армии и полиции, Табмен и Вишневский принимали парад с балкона президентского дворца. В целом президент Табмен так впечатлился увиденным порядком и дисциплиной, что предложил Вишневскому стать капитаном его президентской яхты. Вишневский ответил, что как военнослужащий он не может принимать таких предложений. Но Табмен был настроен решительно, официально обратился к израильскому правительству и добился своего.
В ноябре 1955 Эдвард Вишневский, уже под новым именем Эдвард Шарон, согласно приказу Бен-Гуриона, вылетел в Либерию с новым назначением - штаб ВМС предоставил ему для этого двухлетний отпуск. Затем по просьбе президента Табмена срок был продлен еще на два года. Так в течение четырех лет Эдвард Шарон был капитаном президентской яхты и советником Табмена по морским вопросам. Президент не любил самолеты и предпочитал морские путешествия, поэтому работы хватало, кроме того Шарон в 1958 руководил покупкой новой яхты в Британии.
Шарон был по сути первым израильским офицером, работавшим в Африке еще до волны израильско-африканского сотрудничества, которая началась в конце 50-х и на пике достигала сотен офицеров и гражданских специалистов в десятках стран одновременно. Израильский капитан с польским обхождением и строгой дисциплиной стал в Западной Африке популярной фигурой и даже символом статуса и престижа: в 1958 Кваме Нкрума, премьер-министр недавно получившей независимость Ганы, по примеру своего коллеги Табмена тоже купил роскошную яхту и выписал себе израильского капитана.



По возвращении в Израиль Эдвард Шарон уволился из ВМС, стал капитаном торгового флота, работал морским инспектором в компании "Ахим Офер", расследовал морские аварии, заседал в сертификационных комиссиях, затем вышел на пенсию. Вместе с Рахель (она служила офицером в управлении кадров, они встретились на армейском параде и поженились в 1952) вырастил трех дочерей: Орну, Нету и Рути. В 2009 Эдвард Шарон скончался.
Но насчет фамилий самое интересное в том, что Эдвард Вишневский тоже не было его настоящим именем. Его звали Ицхак Пехник, а Эдвардом Вишневским он назвался когда сбежал из гетто и ушел партизанить, и потом сохранил это имя. Пехник тоже не ивритская фамилия, и неизвестно, как бы реагировал на нее Бен-Гурион. Но на Вишневского он отреагировал резко и однозначно, а остальное история.
В общем, бравый моряк Эдвард Шарон не только прожил бурную жизнь на трех континентах и многих морях и океанах, но и был причиной того, что в Израиле стало гораздо больше ивритских фамилий. Хотя он такого и не планировал.
Tags: Израиль, история, ночное чтиво, флот, фото
Subscribe

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments