хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Categories:

Еврейский вопрос по-японски



Еврейский вопрос в 30-40-е затронул и Японию. Как из-за нацистских требований, так и по своим причинам: в Японии и на оккупированных японцами территориях евреев было мало, но в определенных политических и военных кругах евреям придавалось большое значение из-за пресловутого "мирового еврейства" и в частности его большого влияния на политику США. Были и резко антисемитские деятели, типа отставного генерала Нобутака Шиодена, были и филосемитские, в частности специалисты по еврейскому вопросу при японских армии и флоте полковник Нарихиро Ясуэ и капитан Корешиге Инузука (они были филосемиты в японском стиле: верили и в "Протоколы сионских мудрецов", которые полковник Ясуэ сам перевел на японский, и в остальной еврейский заговор, но считали, что именно поэтому с евреями надо дружить), и другие группы и деятели.

6 декабря 1938 еврейский вопрос обсуждался на высшем уровне "комиссией пяти министров": премьер, министр иностранных дел, министр армии, министр флота, министр финансов. Было решено навстречу немцам не идти, евреев не выдавать и не преследовать, но следить за ними и новых беженцев излишне не пускать. 11 марта 1942 императорский совет принял решение продолжать примерно в том же духе. На оккупированных территориях общую политику спустили такую же, но конкретно решали командиры на местах. В основном отношение было чисто по паспорту, поэтому лучше всего было евреям из Германии и России, а евреев граждан западных стран, противников Японии в войне, интернировали как и остальных граждан тех же стран, и почти нигде особо евреев поначалу не выделяли.

В собственно Японии разделение было по паспорту, кроме того еврейских транзитных беженцев, застрявших в Японии с началом войны, выслали в Шанхай, чтобы не создавать слишком большой еврейской общины в метрополии.

В Китае и Маньчжурии полковник Ясуэ носился с мыслями создать еврейскую автономию под японским протекторатом (в литературе потом эти предложения получили название "план Фугу"), но сверху это не приняли, и решили опять же в духе общей политики с вариациями: из-за большого скопления еврейских беженцев в Шанхае большинство из них переселили в феврале 1943 в гетто в квартале, где многие из них жили и так, но опять же не всех, а лиц без гражданства, китайцев из гетто не выселили, можно было выходить и т.д. Это тоже было сделано для присмотра, притеснений кроме этого почти не было. Специально приехавший в июле 1942 штандартенфюрер Йозеф Мейзингер, "варшавский мясник", который на тот момент был атташе СД в Токио, склонял флотских офицеров, отвечавших за Шанхай, отправлять евреев на каторгу в Японию и т.д., а лучше всего погрузить всех на корабли и утопить. Некоторые офицеры склонялись к мнению, что что-то такое может и надо сделать, и не только с евреями, а и с другими иностранцами в Шанхае, но потом сверху всё это прекратили и в результате ограничились описанным выше гетто, а далее притеснять не стали.

В Сингапуре евреев обязали являться в полицию и носить повязку с надписью "юдаи", помимо обладателей "правильных" паспортов, кроме этого притеснений поначалу не было. В апреле 1943 часть евреев арестовали, а в марте 1945 арестовали и всех оставшихся, почти все дожили до конца войны.

В Бирме, Гонконге и на Филиппинах всё было чисто по паспорту, отдельных преследований евреев не было.

Во французском Индокитае вишистские власти ограничивали евреев согласно вишистским законам, японцы требовали только наблюдать за евреями в числе других подозрительных элементов, без введения отдельных антиеврейских мер.

В Голландской Индии (Индонезии) первоначально всё было по паспорту, в августе 1943 были арестованы все евреи. Это было связано с требованиями прибывшего в Батавию Гельмута Вольтата, немецкого экономического представителя в Токио. В целом условия содержания евреев были аналогичны условиям других интернированных, враждебность была проявлена не японским командованием лагеря, а голландскими интернированными: они потребовали содержать евреев отдельно от них.

Ну и в качестве исторического анекдота можно привести "музыкальный" случай из японской политики на эту тему:

Еврейские музыканты из Германии Йозеф Розеншток и Клаус Прингсхайм во время Второй мировой занимали должности дирижеров соответственно симфонического и камерного оркестров в Токио, несмотря на протесты немецкого посольства.

Мирон Медзини, "В тени восходящего солнца – Япония и евреи в период Катастрофы", стр. 147:

"Йозеф Розеншток и Клаус Прингсхайм претендовали на должность дирижера в оркестре, созданном японской фирмой грампластинок "Виктор", но выбран был Манфред Гурлитт, немецкий музыкант еврейского происхождения, вынужденный покинуть Германию несмотря на то, что он был членом нацистской партии и даже предоставил нацистам справку, что только его прадед был евреем, и он тоже был крещеным. Интересно, что в результате японцы сняли его с должности в 1943, из-за давления крайних националистов, требовавших, чтобы должность занимал только японец, а не иностранец, пусть даже и немец".
источник
Tags: Япония, дыбр, история, ночное чтиво
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments