Непосредственно военное присутствие англичан в СССР началось с конца июля – начала августа 1941 года, когда 31 июля в Архангельск под прикрытием советского эсминца «Сокрушительный» прибыл английский минный заградитель «Эдвенчур» (HMS Adventure) с грузом глубинных бомб и магнитных мин, а в Полярный 31 июля и 5 августа соответственно прибыли две подводные лодки, однотипные «Тайгрис» (HMS Tigris) и «Трайдент» (HMS Trident).
Спустя некоторое время на аэродроме Ваенга-1 появились британские истребители «Харрикейн», специально сформированные в июле 1941 года для действий в СССР 151-го крыла Королевских военно-воздушных сил. Крыло состояло их двух эскадрилий под общим командованием подполковника Генри Невилла Ишервуда.
В СССР они были доставлены с первым конвоем PQ-0 или «Дервиш», суда которого пришвартовались в Архангельске 31 августа 1941 года. Часть истребителей (15 единиц) доставили в разобранном виде с конвоем, а затем переправили из Архангельска в Ваенгу; другие 24 «Харрикейна» были переброшены на палубе авианосца «Аргус», с которого они 6 сентября перелетели на советский аэродром.
Основными задачами британских летчиков были защита Мурманской морской базы и взаимодействие с советской авиацией в Мурманском районе. Англичане находились в оперативном подчинении командующего военно-воздушными силами Северного флота генерал-майора авиации Александра Алексеевича Кузнецова.
Можно сказать, что базирование сил Королевского военно-морского флота на Русском Севере определялось сомнениями Великобритании в стойкости СССР и имело своей действительной целью, на время пока советские силы смогут «встать на ноги», удерживать ключевые для британцев позиции на севере России. От того, выдержит ли СССР натиск вермахта, зависело и будущее Великобритании, поэтому она всячески стремилась удержать морской «коридор» в страну Советов. Когда эта необходимость отпала, постоянное базирование в СССР было прекращено.
Ещё одной задачей являлось обучение советских лётчиков управлению английскими истребителями, которые предполагалось передать советским ВВС. Обучение и передача завершились в ноябре 1941 года, и 16 числа последние английские лётчики-истребители покинули Ваенгу.
Одновременная проводка первого конвоя, переброска истребителей, а также обеспечение эвакуации советских горняков с семьями со Шпицбергена на английском лайнере «Empress of Canada» в сопровождении крейсера «Нигерия» и трёх эсминцев доказали, что успешное взаимодействие между двумя флотами может иметь место. Также были намечены основные шаги, которые в последующем предпринимались при встрече и отправке союзных конвоев.
В 1941 году проводка конвоев прошла без каких-либо трудностей, что позволило приобрести необходимый опыт по взаимодействию в относительно спокойных условиях.
источник
Э.Х.Рук, командир 81-ой эскадрильи RAF. Под его руководством эскадрилья уничтожила тринадцать немецких самолетов, потеряв лишь одного пилота за время пребывания в России


Вид штаб-квартиры британских ВВС и спальных помещений в Ваенге. Британские военнослужащие называли эту резиденцию «Кремлём»

Сержанты RAF охраняют здания штаб-квартиры 151-ой экскадрильи

Офицеры занимаются физическими упражнениями в холоде арктического утра в Ваенге

Североморцы и личный состав 151-ой эскадрильи выгружают ящик с упакованным Харрикейном на станции Ваенга во время метели

Красноармейцы роют землянку для британских летчиков 134-ой эскадрильи RAF на аэродроме в Ваенга

Британские лётчики-истребители отдыхают в своей землянке на аэродроме Ваенга между вылетами

Пилоты 81-ой эскадрильи RAF возле землянки. Командир эскадрильи Э.Х.Рук стоит третьим слева

«Хоукер Харрикейн Mark IIB» Z3977 81-ой эскадрильи RAF в готовности на затопленном аэродроме

«Хоукер Харрикейн Mark IIB», Z3977 81-ой эскадрильи RAF на затопленном аэродроме

«Харрикейны» 151-го авиакрыла над Ваенгой

Механик прикрепляет кабель переносного аккумулятора к «Хоукер Харрикейн Mark IIB» 81-ой эскадрильи RAFна затопленном аэродроме

«Харрикейны» 81-ой эскадрильи RAF вернулись в Ваенгу после сопровождения советских бомбардировщиков к цели

«Хоукер Харрикейн Mark IIB» делает низкий проход над аэродромом в Ваенге

Наземная команда готовится обслуживать «Хоукер Харрикейн Mark IIB» 81-ой эскадрильи RAF

Персонал RAF и советские моряки стоят вокруг патефона на аэродроме

«Хоукер Харрикейн Mark IIB» 134-ой эскадрильи RAF на аэродроме

Наземная команда обслуживает «Хоукер Харрикейн Mark IIB» 134-ой эскадрильи RAF в сумерках

Летчики RAF опускают гроб сержант-пилота Н. Смита 81-ой эскадрильи RAF (слева) в могилу на российском военно-морском кладбище в Североморске. Смит, убитый 12 сентября 1941 года, стал первой жертвой RAF в России

«Хоукер Харрикейн Mark IIB», Z5253 «GA-25» 134-ой эскадрильи RAF возле российских часовых

Красноармеец стоит на посту на аэродроме

«Хоукер Харрикейн Mark IIB», Z4017 81-ой эскадрильи RAF, запускает двигатели перед вылетом в Ваенге

Лётчики и наземный персонал 151-го крыла в советской зимней униформе. На первом снимке третий слева - сержант C. Хау, один из четырех английских летчиков, позже награжденных орденами Ленина. На его счету три сбитых самолета за этот период

Наземный персонал 151-го крыла в советской зимней униформе.

Инженер-механик 151-ой эскадрильи капитан Гиттинс с часовыми RAF на заснеженном аэродроме

Пилоты идут по снегу в штаб-квартиру, чтобы сообщить дежурному офицеру о выполнение миссии по сопровождению советских бомбардировщиков к цели

Пилоты Красной армии осматривают кабину пилотов «Харрикейна» 81-ой эскадрильи

Journal information