Джоель-Питер Уиткин (Joel-Peter Witkin; родился 13 сентября, 1939, в Бруклине, Нью-Йорк, США) — американский фотограф.
Уиткин считает, что на его миросозерцание повлиял случай из далекого детства — автокатастрофа, которая произошла прямо перед его домом, в результате которой маленькой девочке оторвало голову. Также среди факторов он называет семейные неурядицы. Его любимый художник — Джотто, но больше всего на его работы оказали влияние сюрреалисты, особенно Макс Эрнст, и искусство барокко. В плане фототехники ориентируется на дагерротипы и на работы Э. Беллока.
Типичная для Уиткина тематика — смерть, телесность, отдельные части тела, маргинальные индивиды (транссексуалы, гермафродиты, карлики). Его тщательно выстроенные картины часто отсылают зрителя к классической живописи или религиозным мифам. Его искусство долгое время маргинализировали из-за вызова, который художник бросает зрителям. Трансгрессивная тематика, к которой обращается Уиткин, способна эпатировать неподготовленного зрителя.
«Вот краткий список моих пристрастий: физиологические причуды во всех своих проявлениях, умственно отсталые, карлики, горбуны, транссексуалы, бородатые женщины, люди-змеи, женщины с одной грудью, люди, живущие как герои комиксов, сатиры, сиамские близнецы с одним лбом, люди с хвостами, рогами, крыльями и так далее. Люди с дополнительными руками, ногами, глазами, грудью, половыми органами, ушами, носом, губами. Те, кто родился без рук, ног, глаз, гениталий, губ, либо все те, кого бог наделил необычайно большими органами. Все виды экстремального визуального извращения. Гермафродиты и уроды от рождения. Юные нежные двуликие блондинки. Сексуальные повелители и рабы. Дамы с волосатыми лицами или уродливыми повреждениями кожи, согласные позировать в вечерних светских нарядах», — усмехается Уиткин. В другом интервью он говорит: «Я не стремлюсь делать что-то шокирующее, сенсационное или аморальное. Напротив, мои работы говорят о красоте жизни и ее бренности, о морали и даже о бессмертии».
При создании фотографий Уиткин прибегает к таким методам физического воздействия, как царапание негативов, тонирование отпечатков и нанесение на них пятен, а также техника, известная как «руки-в-реактивах».
Нежным эльфам смотреть не стоит.
1995. Джоель-Питер Уиткин


1984. Аутоэротическая смерть

1984. Урожай

1984. Елена Фурман

1984. История фотографии

1984. Портрет Нэн

1984. Дьявол дает смерти власть над жизнью

1985. Курбэ в бассейне Рейландера

1986. Лампа в стиле арт-деко

1986. Игрок

1986. Вариации Герники

1986. Леда

1986. Интермедия

1987. Амур

1987. Молодая фрейлина

1987. Маски и отрезанные гениталии в виде нэцкэ

1987. Нелепица Пикассо в стиле Гойи

1987. Портрет карлика

1987. Санаторий

1987. Темный святой

1988. Три грации

1989. Зверь

1989. Театр смерти

1990. Пир глупцов

1990. Сатир

1990. Женщина, когда-то бывшая птицей

1992. Три вида женщин

1992. Марсельский натюрморт

1993. Переодетая пациентка сумасшедшего дома

1993. Весна

1993. Дурак

1994. Собака на подушке

1994. Портрет как тщеславие

1994. Зимняя студия

1994. Венера и Магдалина

1994. Ожидая Кирико

1996. Благоразумие

1996. Благородная дама & приближение скорби

1996. Канун прибытия

1996. Яйца моей амнезии

1996.Воскресный день пастуха

1996. Кто здесь обнажен?

Женщина с головой

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Безногий человек

Две женщины

Мадам X

Плохая студентка

Journal information