хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Category:

Небольшое введение в историю Вестерна: начало

Выкладываю первые две главы нового цикла. Убедительная просьба всем, кто обнаружит ляпы, ошибки и другие неточности не стесняться ткнуть хумуса носом в эти косяки. Заранее благодарен.

1. Предисловие


Вестерн оставил несмываемую отметину в нашем сознании. Благодаря Голливуду каждый знает ингредиенты вестерна - лассо и кольт 45, дилижансы и шляпы Стетсона, преступники и юристы, игроки и стрелки. Каждый каждый знает место действия вестернов - красные монолиты скал Долины Монументов; зубчатые, снежные пики гор, голые пространства прерий. Иконография вестерна является самой обширной и богатейшей по сравнению с другими жанрами, а Голливуд впечатал их в умы кинозрителей от Додж-сити до Тимбукту.
Часть очарования вестерна заключена в его простоте. Как сказал кинокритик Ричард Шикель,это все потому, что "каждый из вестернов имел шестизарядные кольты, полноценный моральный конфликт, который мог быть правдоподобно решен в ясном и чистом насильственном действии" (BFI, pg. 11). Эта решительность позволила Дикому Западу стать мифическим измерением, местом, где могли родиться большие легенды . Эти мифы и легенды были воплощены в таких героях, как Уайатт Эрп, Док Холлидей, "Дикий Билл" Хикок, Буффало Билл (Уильям Фредерик Коди),"Бедовая"Джейн, Джесси Джеймс и Билли Кид.
Что было важно, особенно в первой половине 20-ого столетия, так это то, что Дикий Запад еще был буквально за дверью. Когда Голливуд начинал съемки первых вестернов, последний фронтир был настолько рядом, что такие знаменитые стрелки, как Уайатт Эрп приезжали в Голливуд, чтобы поработать консультантами на кастингах. Эта близость к Дикому Западу сделала мифы вестерна материальными и тем более мощными по воздействию на зрителя.

В основе вестерна, что нельзя недооценивать, было физическое действие - стремительные дилижансы, индейские набеги, ограбления банков и перегоны скота. Вестерн решал свои конфликты через сильные страсти и перестрелку, восстанавливая моральный закон волнующим БАХ! БАХ! в финальной сцене.
Голливуд продавал эти истории про Дикий Запад нетерпеливой американской публике, предоставляя им широкий диапазон вестернов от сериалов с Джином Отри и Роем Роджерсом, звездами, любящими повеселиться под бешеные ритмы кантри, до одержимых местью героев вестернов Энтони Манна.
Вестерн обеспечивал бесконечное разнообразие в относительно маленькой конюшне ситуаций и сюжетов, с конфликтами, часто растущими из нескольких типичных ситуаций: владельцы ранчо против фермеров (Shane,"Шейн",1953 и Man Without a Star ,"Человек без звезды",1955), индейцы против поселенцев (Searchers,"В поисках", 1956 и Hondo, 1953) и преступники против цивилизации (My Darling Clementine,"Моя дорогая Клементина", 1946 and High Noon, "Ровно в полдень",1952). Роберт Вошоу в своем ценном эссе "Хроника Кино: Вестерны" описал вестерн, как "художественную форму для знатоков, где зритель получает удовольствие от качества незначительных изменений в пределах работающей базовой модели"(Warshow, pg. 66).

Много кинорежиссеров удачно работали и делали свои лучшие кинофильмы в этом жанре. В короткой речи перед Гильдией Режисеров Джон Форд (он снимал кинофильмы в разных жанрах) сказал: "Меня зовут Джон Форд. Я делаю Вестерны." Режиссеры, типа Форда, Бада Бутичера, Энтони Манна и Сэма Пекинпы, превосходили других в обнаружении новых подходов к затасканным историям американского Запада. В результате в картине Джона Форда "В поисках" мы имеем намного больше, чем простые поиски молодой девочки, похищенной индейцами; это поход, который никогда не будет завершен для героя этой истории, Этана Эдвардса (Джон Уэйн), никогда не стать ему частью цивилизации, Той, что он так стремится восстановить. И у Энтони Манна The Naked Spur ("Голая Шпора", 1953), намного больше, чем простая история наемного убийцы (Джимми Стюарт), приносящего домой тело; это повествование, где месть и самоуничтожение переплетены. "Он не мужчина. Он - мешок с деньгами. "
Некоторые актеры стали идентифицироваться исключительно с вестернами, включая Тома Микса, В.С.Харта, Роя Роджерса, Джин Аутри и Оди Мерфи, но для большинства людей воплощением вестерна стал Джон Уэйн. Со своим стальным пристальным взглядом и фигурой, Уэйн безусловно возвышался над остальными, как возвышается памятник над землей. Его образ работал в американском сознании, как метафора самой Америки, ее силы, ее решительности и надежности. Быстрый взгляд на его фильмографию от Дилижанса (Stagecoach,1939) до "Человека, который убил Либерти Вэлланса"( The Man Who Shot Liberty Valance,1962) убеждает нас в том, что в нее входят самые лучшие вестерны за всю историю жанра. Хотя Уэйн считается высшим эшелоном, другие актеры, включая Генри Фонду, Джеймса Стюарта, Гэри Купера, Джоула Маккри, Рандолфа Скотта и Клинта Иствуда внесли не менее крупный вклад в развитие жанра.

Голливуд держал нас на диете из мифов Дикого Запада, легенд и его героев в течение более чем пяти десятилетий. И в процессе создания, миф о Диком Западе постепенно охватывал всю американскую попкультуру - от одежды (куртки, джинсы и ковбойские ботинки) до детских игрушек (кольты, стрелы и тамтамы). Его словарь вошел в наш язык ("облава" и "зарыть топор войны"). Вестерн держался на плаву (с незначительными отступлениями) до тех пор, пока послевоенный цинизм не разрушил американскую душу и мы начали сомневаться в героях Дикого Запада. Постепенно вестерн стал исчезать, борясь с пароксизмами насилия в "Дикой банде" Пекинпы и итальянских спагетти-вестернах, пока не стал считаться почти вымершим жанром. И только с приходом 90-ых (с фильмами "Танцы с волками" (Dances With Wolves,1990) и "Непрощеный"(Unforgiven, 1992) появилась возможность реанимировать жанр, причем отнюдь не в форме простодушной ностальгии.

2. Начало


Эра американского Дикого Запада длилась приблизительно с 1850 по 1900, когда страна стремительно расширялась. Поселенцы двигались на Санта-Фе и по Орегонскому пути, скотоводческие империи возникали в прериях, города скототорговцев росли вокруг железнодорожных станций и легендарные перегоны создавали вытоптанные полосы на равнинах. Этот период времени и обеспечивал сырьем вестерн.
На Восточном побережье бульварные романы о Диком Западе затопили газетные киоски и книжные магазины, распространяя по свету легендарные подвиги реальных персонажей, таких как Кит Карсон, Дикий Билл Хикок и Джесси Джеймс. Художники Альберт Бирстадт, Томас Моран, Фредерик Ремингтон и Чарльз Рассел запечатлели этот мир на холсте, подчеркивая эпические перспективы гор, отважные действия конницы и благородных индейцев. Wild West Show, показывало индейские военные танцы, преследования дилижансов, подлинных жителей пограничной полосы (типа Буффало Билла), упакованными в доступную даже для европейского зрителя обертку.

На этот мир ранние режиссеры и поворачивали свои камеры. Томас Эдисон создал несколько короткометражек, которые просто показали индейцев и ковбоев в естественной обстановке. Эти одноминутные фильмы, демонстрируемые в Mutoscope и Kinetoscope, стали началом эпохи вестернов на экране. В 1898 Компания Эдисона создала первые полноценные вестерны. Cripple Creek Bar Room ("Бар в Криппл-Крике"1889) предлагал ковбоев, пьющих пиво в баре до тех пор, пока их оттуда не выкидывают и Poker at Dawson City("Покер в Доусон-сити", 1899) показывает карточную игру с дракой в финале.
Один из самых известных фильмов раннего кино вышел в 1903 и назывался The Great Train Robbery( "Большое ограбление поезда"). Снятый Эдвином С. Портером фильм, показал ограбление поезда, преследование грабителей и перестрелку. Еще это кино является одним из самых ранних зарегистрированных примеров параллельного монтажа, когда сцены с убегающими преступниками сменялись картинами формирования отряда и преследованием грабителей.

В "Большом ограблении поезда" не было никаких героев, но один из задействованных в съемках, Гильберт М. Андерсон, вскоре стал большой звездой немого вестерна. Между 1908 и 1916 он сыграл в великом множестве вестернов для Essanay Company под именем Брончо Билли. Он обычно играл хорошего бандита, упакованного в сапоги, кожаные перчатки и десятигаллонную шляпу. Он не очень уверенно сидел в седле, но его шарм приносил ему очередной сценарий. Кроме того, в то время как большинство кинокомпаний снимало свои вестерны в Нью-Джерси и Нью-Йорке, Андерсон снимался в Колорадо и Калифорнии, что добавляло его картинам еще и впечатляющие пейзажи.
Основную конкуренцию Андерсону создавали режиссеры Томас Харпера Инс и Д.У. Гриффит. Имея в распоряжении Miller Brothers 101 Ranch и Wild West Show , Инс создал эффективный съемочный конвейер в Inceville (поэтому студии Bison Company становятся известными), часто строя все фильмы вокруг индейских персонажей. Работая на Biograph, Гриффит создал несколько вестернов, которые показывают, как развивался его талант в монтаже и композиции. В The Battle of Elderbush Gulch ("Сражение в Ущелье Элдербуш", 1913) Гриффит создает сильное чувство напряженности во время нападения индейцев, при помощи параллельного монтажа переключаясь от индейцев к прячущейся семье и кавалерии, скачущей на помощь.
Ветеран инсовских вестернов, Уильяма С. Харт был одной из немногих звезд вестерна, кто действительно знал жизнь Дикого Запада. В результате его города - фотографические копии улиц Дикого Запада, полные ветхих зданий и пыли, что висит в воздухе. Играя хорошего бандита, который придерживается кодекса чести, Харт стал знаменитым после фильмов Hell's Hinges ( 1916) и The Narrow Trail (1917), и он стал одной из самых больших звезд в Голливуде. С появлением ярко одетых забавных ковбоев 20-ых, кинофильмы Харта вышли из моды. В 1925 он сделал последнее кино, "Перекати-поле" (считающееся шедевром) и ушел из бизнеса.

Том Микс был одним из плеяды забавных ковбоев и его кинофильмы были чистой фантазией. Он черпал вдохновение в цирке и Wild West Show, таким образом в его картинах было множество лошадей, трюков, лассо и много юмора. Он играл простого стража прерии, не курящего и не произносящего грубого слова. Его популярность затмила славу Уильяма С. Харта и Том Микс стал моделью для бесчисленных звезд "В"-вестернов" 1930-ых и 40-ых.
Другими звездами в то время были Гарри Кэри, Хут Гибсон, Бак Джонс, Тим Маккой и Кен Мэйнард. Кэри играл Гарри Шайена (хорошего бандита) в серии фильмов для Universal, снятых Джоном Фордом.. Гибсон развивал медленный, неторопливый комедийный стиль. Он никогда не носил оружие, и в его фильмам было мало насилия. Джонс и Маккой играли в хартовской манере. Мэйнард изображал дружелюбного, яркого персонажа, который превосходил других в искусстве верховой езды и краснел в присутствии женщин.

Вестерн стал респектабельным с The Covered Wagon( 1923) и The Iron Horse("Железный Конь", 1924). The Covered Wagon - эпическая сага о фургонах, идущих на Запад по Орегонскому пути, включала сцену с переходом через реку 400 фургонов. Кино стало большим коммерческим успехом и дало жизнь нескольким полнометражным вестернам. "Железный Конь" предложил превосходный сюжет из истории строительства трансконтинентальной железной дороги. Режиссер Джон Форд оживил повествование захватывающим экшеном и яркими деталями повседневной жизни.
К моменту начала эры звукового кино, интерес зрителя истощился и студии сокращали производство вестернов Журнал Photoplay объявил, что "герои киновестернов должны уйти безвозвратно".
Но вестерн стремился вернуть утраченные позиции. Ранние звуковые вестерны In Old Arizona ("В Старой Аризоне", 1928) и Virginian ("Вирджинцы", 1929) были отмечены использованием реалистических звуков - рев локомотива, скрипение половиц и дверей салуна. И они содержали вполне живые диалоги, типа "Когда вы так меня называете, улыбайтесь!"

В 1930 Fox и MGM выпустили широкоэкранные вестерны.. Используя в главной роли молодого Джона Уэйна, фоксовский The Big Trail ("Большой Путь") давал зрителю реалистические кадры фургонов, плавающих колесами вверх по разлитым рекам и поднимаемых по крутым утесам. Billy the Kid ("Билли Кид") MGM рассказывал о жизни преступника в Нью-Мексико. Эти фильмы вышли в начале эпохи депрессии, когда зрители искали спасение в бегстве от действительности. Вдобавок, владельцы кинотеатров отказывались устанавливать новое широкоэкранное оборудование (они только что установили звуковые системы). В результате, кинофильмы провалились в прокате. Джон Уэйн вернулся к "В"-вестернам" и не участвовал в дорогих постановках почти десять лет.
История Великого Оклахомского Переселения Cimarron("Симаррон") была выпущена в 1931 и получила награду Академии за лучшую картину года, подвиг, который не смог повторить ни один вестерн в течение 60 лет. Воздействие "Симаррона" на киноиндустрию было незначительно. К середине 30-ых, вестерн почти полностью вернулся в третьесортные студии.





Tags: movies, western, статьи, фото
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments