хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Category:

Небольшое введение в историю итальянского хоррора ч.2 : 70-е годы


Не вопрос, что так называемый "чистый итальянский фильм ужасов" сошел на нет в 1970-е. Несколько попыток поддержать на плаву готический жанр - Web of the Spider("Сеть паука",1970) Антонио Маргэрити и пара-тройка плохих фильмов франкенштейниады - были слабы и сняты без особого вдохновения. Вместо этого, начало десятилетия ознаменовалось оккультными картинами, навеянными "Ребенком Розмари" и "Изгоняющим дьявола", продолжающими традицию сверхъестественного, в то время как джалло поглотил все остальное. В то время, как изумительный фильм Дарио Ардженто Suspiria ("Суспирия", 1976) стал драгоценным камнем десятилетия и одним из самых лучших фильмов ужасов, когда-либо снятых, он оказался совершенно не типичным продуктом эпохи. В основном, картины этого десятилетия напоминали собой страшный продукт копировальной машины.

Были буквально дюжины фильмов в жанре "giallo" , названном там из-за популярной серии бульварных детективных романов в желтых обложках. Они обычно имели в наличии таинственного убийцу в темном плаще, шляпе и кожаных перчатках, любопытного свидетеля одного из впечатляющих убийств и изворотливого, замечательного полицейского инспектора. Более замешанные на ужасе, чем американские детективы, giallo начались с бавовского восхитительного The Evil Eye ("Дурной глаз",1963) и Blood and Black Lace ("Кровь и Черный Шнурок", 1964). За следующие шесть лет появилась лишь горстка gialli, но вот вышла с огромным успехом арджентовская The Bird With the Crystal Plumage ("Птица Со Хрустальным Оперением", 1969) и жанр обрел популярность. Бава внес в копилку Five Dolls for an August Moon ("Пять Кукол для Августовской Луны",1970), Ардженто добавил The Cat o' Nine Tails ("У Кошки Девять Хвостов", 1971) и Four Flies on Grey Velvet ("Четыре Мухи на Сером Бархате", 1972) и успех был обеспечен. Более сотни странно названных giallo следовали один за другим, доминируя в 1970-ые, подобно готическому кино 60-ых и фильмам о зомби, что завоюют рынок в 80-ые.

Последняя часть десятилетия продемонстрировала, что неудачная итальянская тенденция к копированию популярных фильмов со всего света продолжает возрастать. В 1976-77 годах, была по крайней мере дюжина ужастиков в стиле Nazisexplotation, надеющаяся заработать на успехе The Night Porter ("Ночной портье") Лилианы Кавиани и Ilsa - She Wolf of the S.S ("Ильза, волчица СС") Дона Эдмондса. Еще более обильное перенасыщение рынка принесли зомби-эпик Джорджа Ромеро Dawn of the Dead ("Рассвет мертвецов", 1979)и сериал про Безумного Макса Джорджа Миллера, которые привели к сотням образцов итальянского подражательства.
К счастью, не все итальянские фильмы ужасов 1970-ых были взаимозаменяемыми винтиками в киномеханизме. Как знаменитые хоррормейкеры Бава с Ардженто, так и новые таланты - Лучио Фульчи, Пупи Авати, Руджеро Деодато, а так же печально недооцененный Франческо Барили, все они внесли в копилку жанра хорошее, запоминающееся кино. Эти фильмы стали школой для целого букета молодых учеников, включая Микеле Соави и Ламберто Баву, которые умело поведут итальянский ужас через сомнительное будущее.

Восемь образцовых фильмов десятилетия

Twitch of the Death Nerve (Судороги Воспаленного Нерва,1971)
D: Марио Бава. (другие названия: Залив Крови; Перед Фактом; Кровопролитие; Резня; Экология Преступления)

Семейные убийственные сражения на почве обладания недвижимостью - основа этого злобно-кровавого giallo, который может считаться первым современным слэшером. Клоин Аджер замечательна играет коварную дочь убитой графини, которая стоит за всеми событиями картины. Для развлечения четверо хиппи приезжают на машине, ведомые Брижитт Скэ, которая танцует шейк и плавает голая перед тем, как мачете перережет ей горло. Ее друг получает удар мачете в лицо, другую парочку протыкают копьем насквозь в тот момент, когда они занимаются любовью. Все эти убийства были скопированы почти по-кадрово Стивом Майнером в "Пятнице 13-ое, Часть 2" (1981), а стиль картины повлиял на бесчисленные американские слэшера 70-ых и 80-ых. Есть также удушение телефонным шнуром, кровавая сцена обезглавливания топором и пришпиливание человека к стене. Словно всего этого недостаточно, чтобы успокоить кровожадных зрителей, Бава добавляет еще пять других убийств. Что бы там ни было, этот фильм стал настоящим законодателем моды.

Perfume of the Woman in Black ("Духи Женщины в Черном", 1974)
режиссер: Франческо Барили. (итальянское название: Il Profumo della Signora in Nero)

Атмосферный, сюрреалистический giallo-horror от режиссера жуткой картины Hotel of Fear ("Гостиница Страха", итальянское название: "Penzione Paura", 1977). Уникальный галлюцинационный стиль Барилли дезориентирует и разоружает, накладывает заклятие на зрителей, погружая их в состояние гипноза. Этот фильм рассказывает нам историю Сильвии (Мимси Фармер), химика, страдающую от странных видений. Она видит таинственную женщину с черным флаконом духов в зеркале, ее преследуют незнакомцы и девочка-призрак, вызывающая воспоминания об "Алисе в стране чудес" и которая, возможно, является самой Сильвией в детстве. Постепенно выясняется, что Сильвия очень давно убила сексуально озабоченного бойфренда своей матери и теперь ее видения приводят героиню к безумию и убийствам топором. Или, возможно, буквально все ее знакомые - сатанисты, решившие довести ее до самоубийства? Это замечательный фильм, связывающий действительность, фантазию и память о прошлом в ткань без единого шва, до головокружения и полной дезориентации зрителя. Финал фильма походит на пробуждение от сна, и хотя имеющие место логические неувязки приведут многих в бешенство, в то же время фильм работает, и работает хорошо. Очень рекомендую для просмотра всем любителям жанра.

Другие известные подобные фильмы:
Марио Бава Lisa and the Devil ("Лиза и дьявол", итальянское название: "Lisa e il Diavolo", 1972), Серджио Мартино Day of the Maniac ("День Маньяка", итальянское название: "Tutti i colori del buio", 1972) а так же менее раскрученные, но тоже превосходные Short Night of the Broken Dolls ("Короткая ночь Сломанных Кукол",итальянское название: "La Corta Notte delle Bambole di Vetro", 1971) Альдо Ладо и Dark Waters ("Темные Воды",1993) Мариано Баино.

The Tempter ("Искуситель", 1974)
Режиссер: Альберто Демартино. (другие названия картины: The Antichrist; Anticristo)

Нельзя насладиться жанровым кино, не будучи в состоянии оценить хорошую операторскую работу. Эта драма об одержание дьяволом, снятая Аристидом Массаксези (иначе Джо Д'амато) является вероятно лучшей из многочисленных итальянских клонов "Экзорциста", произведенных в большом количестве в середине 1970-ых. Карла Гравина играет Иполиту, парализованную молодую женщину с серьезными психическими проблемами, проистекающими из-за смерти ее матери. Кризис веры и вмешательство действующего из лучших побуждений психолога, принуждает ее вспомнить свою прошлую жизнь, в которой она была ведьмой времен Инквизиции. В конечном итоге, Иполита становится одержимой, начинает совращать молодых студентов и ломать им шеи, спит со своим братом, заставляет психолога облизать блевотину с ее рук и выброситься из окна. Требуется изгнание нечистой силы, выполненное старым монахом (Джордж Кулоерис) и семейной экономкой (Алида Валли), чтобы восстановить порядок вещей. При пересказе все это звучит глупо, но режиссер Альберто Де Мартино и талантливый состав исполнителей (Гравина просто замечательная) заставят вас покрыться гусиной кожей.

Другие известные фильмы про одержание:

The Eerie Midnight Horror Show ( "Жуткое Полуночное Шоу Ужасов", итал. название:"L'Ossessa", 1975) Марио Гариассо и переизданная в 1976 году версия фильма Марио Бавы "Лиза и дьявол" с добавленными тошнотворными сценами под новым названием "Дом Экзорцизма" ("La Casa dell'Esorcismo", 1976). Самым популярным итальянским кино о кознях дьявола был фильм Овидео Ассонитиса Beyond the Door ("За Дверью", итал.название: "Chi Sei?", 1975) с Джульеттой Майлс в главной роли. Ассонитис позже передрал "Челюсти", заменив акулу гигантским осьминогом в фильме Tentacles ("Щупальца", итал. название: "Tentacoli", 1975).

Deep Red ("Кроваво-красный", 1975)
режиссер: Дарио Ардженто. (иначе Dripping Deep Red; The Hatchet Murders; The Sabre-Tooth Tiger; Profondo Rosso)

Первый из "shock-gialli" Ардженто, "Кроваво-красный" соединяет закрученную тайну giallo с кровавыми и потрясающими сценами хоррора. Дэвид Хеммингс ("Фотоувеличение") играет пианиста, ставшего свидетелем зверского убийство топором экстрасенса Мачи Мерил ("Убийства в ночном поезде", итальянское название: "L'Ultimo Treno della Notte") и являющегося объектом преследования психопатической убийцы. Несмотря на значительную кровавость (кульминационный момент влючает жестокое обезглавливание лифтом и сцену, в которой голову мужчине переезжают грузовиком), фильм выглядит великолепно, все снято Луиджи Кувильером в ярком "барочном" стиле, создающем незабываемые, причудливые образы. Американская версия была урезана более чем на тридцать минут, сокращая сложный сюжет настолько, что стоит искать нерезанную оригинальную версию.

The House With Windows That Laughed ("Дом Со Смеющимися Окнами", 1976)
режиссер: Пупи Авати. (иначе "La Casa dalle Finestre che Ridono")

Странные, необычные фильмы Пупи Авати имеют тенденцию соединять традиционные готические элементы с современными сюжетами триллеров. В этой чудовищно закрученной истории, Лино Каполичио играет живописца, нанятого, чтобы восстановить церковную фреску в отдаленной деревне. Фреска - довольно зловещее описание мук святого Себастьяна, чей первоначальный творец сошел с ума и умер. Каполичио узнает от суеверных местных жителей, что художник убивал людей во имя искусства, а затем совершил самоубийство. Все в деревне боится говорить Каполичио о нем и о тех, кого тот убил. Две сестры сумасшедшего - ключи к тайне, состоящей из странной, ритуалистической религии из Бразилии, совмещающей человеческие жертвоприношения и чаны формальдегида. Есть также жуткий отсталый парень, который изнасиловал и убил подругу Каполичио прежде, чем быть самому убитым. Есть много ударных сцен и хорошие спецэффекты Джованни Корридори. Заключительная сцена - подлинный случай отвисания челюсти у зрителя, один из самых необычных финалов в современном жанре фильмов ужасов. Авати также сделал очаровательную Revenge of the Dead ("Месть Мертвецов", 1982).

Beyond the Door II (За Дверью II, 1977)
Режиссер: Марио Бава. (иначе Schock; All 33 di Via Orologio fa sempre freddo)

Вводящее в заблуждение название навредило этому страшному, оригинальному шокеру, последнему фильму Бавы. Дарио Николоди демонстрирует первосортную работу, играя женщину, все больше погружающуюся в безумие после "самоубийства" ее первого мужа Карло (Джон Стайнер) и его новой жены. Начинают происходить странные вещи, вовлекая ее сына Марко, одержимого духом Карло, в круговорот событий. Скоро, однако, приходит понимание, что Николоди становится совершенно безумной. Сценарий (Ламберто Бава, Франческо Барбьери, Паоло Бриганти и Дардано Саккетти) манипулирует искаженным чувством реальности Николоди с большим навыком и тонкостью, редкой для итальянских фильмов ужасов этого периода. Бава включает некоторые обязательные сцены-галлюцинации и обычные неопределенные кровосмесительные подтексты для поддержания зрительского интереса, в фильме имеется дешевая, но эффектная сцена, которая заставит зрителей вскочить с кресел..

Cannibal Holocaust (Каннибальский Холокост,1979)
Режиссер: Руджеро Деодато.

Умберто Ленци начал цикл брутальных каннибальских ужасов амазонского набора фильмом 1972 года Man from Deep River ("Человек с Глубокой Реки", итальянское название: "Il Paese del Sesso Selvaggio") и эффектно закончил его в 1980-ом тошнотворным фильмом Make Them Die Slowly ("Заставьте их умирать медленно", иначе "Cannibal Ferox"), но Деодато сделал наиболее популярный фильм поджанра. Это культовое кровопролитие содержит сцену с зародышем, вырванном из тела матери, людей скармливают пираньям и пронзают шипами, разделывают в документальном стиле черепаху, и все такое прочее... Трюк здесь в том, что повествование идет от лица группы американских исследователей, пробующих узнать то, что случилось с пропавшей съемочной группой документалистов. В результате получается неуклюжая история о "кровавой правде про племена аборигенов", позволяющая Деодато скрыть бедное качество эффектов. Реклама утверждала, что "команда, которая снимала фильм, была сожрана настоящими каннибалами!"

Другие известные каннибальские фильмы:

Slave of the Cannibal God (итальянское название:"La Montagna del Dio Cannibale", "Гора Бога Каннибалов", 1978) Серджио Мартино и фильм Умберто Ленци Изумрудные Джунгли ("Mangiati Vivi", 1979). Самый специфический гибрид жанра был создан Аристидом Массаксези в картине Trap Them and Kill Them ("Поймай их и Убей", итальянское название: "Emanuelle e gli Ultimi Cannibali",1977),поместившем Лауру Гемсер в виде сексуального репортера Эмануель в страну каннибалов, которые поклоняются ей, как богине. Деодато еще сделал Cannibal! ("Каннибал!, итальянское название: "Ultimo Mondo Cannibale", 1977), и возвратился к теме с Cut and Run ("Режь и беги", итальянское название: "Inferno in Diretta",1986), соединив пожирателей плоти со стандартной историей нарко-контрабандистов.

Zombie ("Зомби", 1979)
режиссер: Лучио Фульчи (иначе Zombie 2: The Dead Are Among Us; Zombie Flesh Eaters; Island of the Living Dead; Zombi 2)

Смелое кровавое зрелище от покойного маэстро Лучио Фульчи. Тиа Ферроу вместе с другими тупоголовыми плывут на остров, где безумный доктор Ричард Джонсон пробует возвратить к жизни мертвых. Он экспериментирует с уроженцами острова, но все выходит из-под контроля, поскольку испанские конкистадоры начинают возвращаться к жизни из-под земли, вожделея крови и кишок. Омерзительные сцены (созданные гуру FX Джианетто де Росси) включают крупный план глаза женщины, пронзаемого большой щепкой и зомби, борющегося с большой белой акулой под водой. Этот относительно хорошо-сделанный шокер был рассчитан, чтобы заработать на успехе "Рассвета мертвецов" Джорджа Ромеро, что был частично финансирован Дарио Ардженто и выпущен в Италии как "Зомби". Это неофициальное продолжение было чрезвычайно популярно в мире и привело к тому, что зомби стали доминирующим мотивом в итальянском кинохорроре 1980-ых. Фульчи возвращался к жующим кишки зомби еще много раз, включая "Город живых мертвецов"(1980), "Дом на краю кладбища" (1981), "Седьмые врата ада" (1981) и "Зомби 3" (1988), где он был заменен по болезни Бруно Маттеи. Маттеи до этого сделал популярный "Ад живых мертвецов" (1981).

Другие известные фильмы про зомби:

Аристид Массаксези The Grim Reaper ("Антропофагус", 1980), "Каннибальский Апокалипсис"(1980) Антонио Маргэрити,, Город Кошмаров" (1980) Умберто Ленци, "Могильный холм"(1981) Андреа Бианчи, "Зомби 4: После смерти"(1989) Клодо Фрагассо и наконец, удивительное зомби фэнтези "Делламорте, Делламоре"(1991) Микеле Соави Предшественниками итальянского цикла была пара порнографических фильмов Массачеси: Porno Holocaust ("ПорноХолокост") и "Erotic Nights of the Living Dead"("Эротические Ночи Живых Мертвецов"), оба 1975 года. Более ранние протофильмы повествуют о мутантах-людоедах, созданных радиацией, в то время как последние картины, опираются на более привычные вудуисткие традиции и лишь Фульчи пытается комбинировать все мотивы в своих фильмах.

Следующая глава - про фильм Дарио Ардженто "Suspiria"
Tags: horror, italy, movies, статьи
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment