хумус (humus) wrote,
хумус
humus

История ледокола «Байкал»



«Байкал» — паровой паром-ледокол российского флота, действовавший на озере Байкал в 1899—1918 годах.

Ледокол «Байкал»
Ледокол «Байкал»


В начале 1895 года по предложению министра путей сообщения князя Хилкова было начато строительство паромной переправы через озеро Байкал для Транссибирской магистрали.


Обложка
Обложка


Для этого 30 декабря 1895 года был заключен контракт с английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К» на изготовление в разобранном виде парома-ледокола без деревянных работ с запасными частями.


Чертежи ледокола
Чертежи ледокола



Чертежи ледокола
Чертежи ледокола


Весной 1896 года ледокол был в разобранном виде доставлен для сборки в село Лиственичное.


Работники судостроительной верфи на озере Байкал
Работники судостроительной верфи на озере Байкал


После трех лет постройки он был спущен на воду 17 июня 1899 года.


Спуск ледокола 17.07.1899. Село Лиственичное
Спуск ледокола  17.07.1899. Село Лиственичное


Спуск ледокола 17.07.1899. Село Лиственичное
Спуск ледокола  17.07.1899. Село Лиственичное


Спуск ледокола 17.07.1899. Село Лиственичное
Спуск ледокола  17.07.1899. Село Лиственичное


Спуск ледокола 17.07.1899. Село Лиственичное
Спуск ледокола  17.07.1899. Село Лиственичное


Спуск ледокола 17.07.1899. Село Лиственичное
Спуск ледокола  17.07.1899. Село Лиственичное


Спуск ледокола 17.07.1899. Село Лиственичное
Спуск ледокола  17.07.1899. Село Лиственичное


Село Лиственничное в день спуска ледокола на Ьайкал
Село Лиственничное в день спуска ледокола на Ьайкал


До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году «Байкал» и позднее построенная «Ангара» ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая.


Ледокол «Байкал» на станции «Байкал»
Ледокол «Байкал» на станции «Байкал»



Летняя пристань ледоколов
Летняя пристань ледоколов


После этого паромная переправа действовала как резервная, обеспечивая бесперебойное прохождение поездов по магистрали.


Ледокол на пристани
Ледокол на пристани


С началом гражданской войны паром находился в распоряжении красных и был ими вооружен пушками и пулеметами. После оставления красными Иркутска, «Байкал» был отведён на пристань Мысовую, где, после отступления из Иркутска, располагался штаб и тыловые учреждения красных.


Ледокол «Байкал» во льдах озера Байкал
Ледокол «Байкал» во льдах озера Байкал


Ледокол «Байкал» при выходе с пристани Танхой
Ледокол «Байкал» при выходе с пристани Танхой


Ледокол «Байкал»
Ледокол «Байкал»


В августе 1918 года, ледокол был расстрелян полевой артиллерией и сгорел у пристани Мысовая.


Внутренний вид сгоревшего ледокола
Внутренний вид сгоревшего ледокола


В 1920 году, после откачки воды, выгоревший корпус судна был отбуксирован в порт Байкал, где простоял, как минимум, до 1926 года; после этого был порезан на металл. Есть вероятность, что нижняя часть корпуса до сих пор находится на дне озера в устье реки Ангара. Но точно сохранились передние винты и часть силовой установки.


Ледокол «Байкал»
Ледокол «Байкал»


Ледокол «Байкал»
Ледокол «Байкал»


Ледокол «Байкал»
Ледокол «Байкал»


Ледокол «Байкал»
Ледокол «Байкал»


Ледокол «Байкал» в гавани на берегу озера Байкал
Ледокол «Байкал» в гавани на берегу озера Байкал


На Байкале
На Байкале


Tags: Байкал, Иркутская губерния, Россия, история, флот, фото
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →