хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Categories:

Byzantium \ Византия (Великобритания, США, 2012)



Режиссёр: Neil Jordan
В ролях: Sean Folan, Tom Hollander, Saoirse Ronan (Eleanor), Barry Cassin (Robert Fowlds), Gemma Arterton (Clara), Sam Riley (Darvell), David Heap (Lap Dancing Client), Warren Brown (Gareth), Daniel Mays (Noel), Ruby Snape (Wendy), Thure Lindhardt (Werner), Jenny Kavanagh (Barmaid), Glenn Doherty (Steve), Edyta Budnik (Nadia), Gabriela Marcinkova (Anya), Caleb Landry Jones (Frank), Uri Gavriel (Savella), Jonny Lee Miller (Ruthven)

Если бы это снял не Нил Джордан, а какой-нибудь ни к ночи будь упомянутый Эммерих, то я бы сказал что-то типа "даже палка один раз может выстрелить". Но в режиссерском кресле сидел автор "Моны Лизы", поэтому от него всегда ждешь что-нибудь подобного уровня. Увы, это не тот случай.
Нет, класс сказывается и фильм, снятый за гроши (8 млн. евро это не деньги) выглядит на все восемьдесят, но судя по всему, он не смог отбить и свой небольшой бюджет. Мне кажется, что лента была обречена на провал изначально. Она основана на театральной пьесе и содержит в себе всего лишь одну мысль, которую нам с экрана вдалбливают на протяжении всего фильма. Это плохо даже для обычного летнего блокбастера, но для ленты изначально не рассчитанной на массового зрителя это смертельно. Итак.
Нам дана семья вампиров в качестве главных героев. Мама и дочь. Эти вампиры образец современного гламура и мечта любой домохозяйки. Они в отличие от классических вампиров (нам их Джордан показывает с экрана телевизора в отрывке из хаммеровского фильма, который смотрит младшая вампирша) не боятся света и крестов, отражаются в зеркалах (поэтому их прическа всегда в идеальном состоянии), как обычные люди едят и пьют, занимаются сексом, не растеряв при этом своих сверхъестественных способностей. Да, им нужно пить кровь, но это не тот чудовищный голод, что заставлял традиционного вампира каждую ночь летать над городом, чтобы иссушив жертву продлить свое существование. Нет, кровь для них как для многих стаканчик виски после недели утомительно скучной работы в офисе. Поэтому они могут себе позволить выбирать себе жертв исходя из собственных моральных принципов: мама осушает только тех, кого считает плохими людьми, а дочка лишь тех престарелых особей, которые сами молят избавить их от страданий. Все красиво и культурно, как я и говорил мечта любой домохозяйки - вампиризм как чистый продукт, где бессмертие и сверхспособности не берут дань в виде бытовых неудобств. Кровь из мужей они и без этого сосут ежедневно, а тут к этому занятию еще такой профит. А что с душой? Да в жопу душу.
Но в любом раю есть свой червь. Вот и вампирский рай немножко изгрызен тем, что за женским дуэтом идет вот уже лет двести охота. Нет, не династия Ван Хельсингов гонится за ними по всему миру, как можно подумать, а свои же собратья вампиры мужского пола. Да-да, сексизм не истребим даже по ту сторону гроба. Вампирами не могут быть женщины, только мужики, поэтому баб, нарушивших заветы предков, ждет смерть, уже окончательная. Это закон, действующий тысячу лет. Смерть должна наступить от ритуального отсечения головы священным византийским мечом. Пока посланные братством убийцы вооруженные византийским антиквариатом идут по следу, семейка находит приют у одного сердобольного человека в здании его обанкротившейся гостиницы под названием "Византия". Мамаша по первой своей профессии лондонская проститутка, а старые привычки всегда сильны, поэтому она уговаривает обустроить в здании роскошный бордель, а девочек в него приводит с улицы, загрызая по ходу их сутенеров. Заведение процветает, но всему приходит конец. Тем временем дочка лишенная маминой коммерческой жилки заводит дружбу с одним убогим мальчиком, страдающим гемофилией и мечтает зажить отдельно от родительницы как все дети ее возраста (ей шестнадцать, если отбросить следующие после обращения 200 лет).
За неимением места не буду рассказывать обо всех драматических коллизиях, в которые попадали героини фильма по вине мужчин, скажу лишь, что как и положено в дамских романах все кончается хорошо и если не свадьбой, то прочными сексуальными отношения с любимыми людьми. А все плохие сдохнут, но им так и надо.
Так вот, возвращаюсь к тому с чего начал. Единственной мыслью, идеей фильма является утверждение, что в христианском мире женщина всегда второсортное существо и эта традиция идет со времен Византии. Проходят года и тысячелетия, сама Византия и ее идеи рухнули, обесценились и к нашим дням скукожились до размеров публичного дома средней руки, но отношение к женщинам осталось неизменным. Вот и все, ничего больше в фильме нет. Все стерильно, есть убийства, но нет крови; есть сцены сексуального характера, но нет обнаженки; присутствует хоррор, но никого не пугает. Единственные потоки крови мы увидим в самой гламурной сцене картины, когда в месте ритуального посвящения в вампиры среди красот дикой природы с гор вместо воды хлынет водопад бутафорской крови. "Ты увела от нас Фестера, ты поработила его, подчинила себе. Все это я могу понять и принять. Я не понимаю только одно: почему у тебя на стенах эти отвратительные розовые обои?» (с).
Все актеры играют ровно по уровню самого кино. Единственно кто понравился, так это дочка вампирша Сирша Ронан, милая нежная девушка, то, что называется няшка. А так это наверное самое слабое джордановское кино из того что я видел. Увы, увы.

Tags: horror, movies
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments