хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Category:

"Проклятье Франкенштейна": история одного любителя


Нынче дети не фанатеют по "Проклятию Франкенштейна". Они наверняка скажут: "он уныл, медлителен и скучен" - общепринятое клеймо по отношению к очень многим старым кинофильмам, особенно хоррорам, в которых спустя сорок лет gore стал стандартом фабрики сиквелов. И что произойдет, если вы скажете этим юным варварам, что "Проклятье Франкенштейна" фактически и привело мир к широко открытому склепу, которым является кинохоррор сегодня? Они никогда в это не поверят. Чтобы понять воздействие фильма, надо почувствовать дрожь, которую испытали переполненные аудитории тем летом 1957, а для этого вы должны попробовать посмотреть на фильм их глазами.

Уорнеры были дистрибьюторами этого хаммеровского фильма. Они понимали, что у них в руках оказалось нечто совершенное необычное, с того самого дня, когда Джек Уорнер посмотрел это кино. Сравнения с их предыдущим хоррор-хитом, "Музеем восковых фигур", были неизбежны, но они знали, что новая картина стала радикальным отходом от легкого, забавного кино, развлекавшего зрителей в 1953. Если разобраться, "Музей" выглядел возвратом к "Джентльмену Джиму", "Клубничной блондинке" и другим ностальгическим фильмам, что были так популярны в сороковых. "Проклятье Франкенштейна" было снято не для смеха, не для забавы. В нем были перемазанные кровью, грязные лабораторные халаты, оторванные головы, глазные яблоки и отрезанные руки, аккуратно упакованные в мешки, весь визуальный набор, искренне потрясавший зрителей, непривычных к таким анатомическим натурализмам, не говоря уже о изображении всего этого в цвете. Некоторые были разочарованы внешностью монстра. Hammer не мог использовать знакомый облик Карлоффа, но авторское право Universal не распространялось на сам сюжет. Вскоре фильмы оказалось возможным сравнить, ибо оригинальные ленты были отданы в телепрокат спустя пару месяцев после премьеры "Проклятья" (июль 1957), и дешевые театральные копии "Дочери Франкенштейна" и "Я был подростком Франкенштейном" последовали вслед за "Проклятием". Скоро теле- и киноэкраны были наводнены франкенштейновским брендом, хотя ни один из них не достиг того потрясающего успеха, которым овладели Уорнеры с оригинальной лентой. С американскими сборами в 1.4 миллиона $ и зарубежным прокатом в $1.0, прибыль Уорнеров составляла солидные 1.6 $ - фантастические деньги для проката ужастика.

"Проклятие Франкенштейна" показывали в кинотеатрах круглыми сутками. Премьера состоялась в кинотеатре Paramount на Бродвее, рекламой были заполнены улицы в городах по всей стране. Некоторые образцы здесь представлены. "Маска монстра для детей" не очень вдохновляет, мне кажется, она была бы порвана в то же мгновение, когда вы лишь попробовали бы ее надеть. Комикс "Проклятие Франкенштейна" был издан в 1964, когда картину выпустили повторно и Warren Publications использовал в комиксе кадры из фильма. Мое первое настоящее знакомство с картиной произошло при помощи этого журнала, и желание увидеть фильм, родилось именно тогда. Должен отметить, что моя юношеская одиссея была столь же напряженной, как у Персея, когда он искал голову Медузы, а началась она с рекламы в одном drive-in кинотеатре в 1968.

Это был кинотеатр в приблизительно шести милях от города. Нужно было проехать опасный поворот, пару проселков, очень похожих на те, по которым ехал Боб Митчум непосредственно перед тем, как выбраться с электростанции. Наша специфическая Thunder Road извивалась по сельской местности, которую немногие из нас смогли исследовать до конца, поскольку казалось, вела она в какие-то дикие, Богом забытые задворки. Перспектива открытия театра в такой дикой местности, поначалу выглядела совершенно идиотской, но мелкий фермер споро установил киноэкран между двумя курятниками на открытом пространстве, и сразу нашел готовую аудиторию для довольно странной подборки картин, которые он явил погружённому во мрак невежества региону. Были "B" вестерны, уже после того, как они исчезли в других местах, крутые боевики с автомобилями и сеансы хорроров. Я никогда там не был, хотя мне рассказывали, что фермерский скот часто смотрит кино вместе со зрителями. Несколько раз я уже было собрался сходить, но как вы можете посетить drive-in , когда у вас нет прав? Семейные поездки вполне нормальный выход, но только для других семей. Мой отец никогда и ни за что не посещал drive-in. Он полагал, что это очередная глупость, зачем куда-то тащиться, когда можно с комфортом смотреть M Squad у себя дома. Невероятно трудно было заставить его поехать куда-то со мной, а мое любопытство не было столь интенсивным, чтобы предпринимать титанические усилия, заставляя кого-нибудь прихватить меня с собой. Все изменилось, когда в августе 1968 появилось объявление о показе "Проклятие Франкенштейна"

Многолетнее желание увидеть это кино стало язвой моей души, особенно с года 1964, когда наше возлюбленное руководство Liberty решительно воспротивилось переизданию "Проклятья Франкенштейна" и "Ужаса Дракулы", несмотря на то, что их крутили во многих городах Северной Каролины. Мои живущие за городом кузены смотрели эти фильмы в кинотеатрах. Рекламы и объявления, время от времени появляющиеся в печати, тоже свидетельствовали об этом. Famous Monsters и Castle Of Frankenstein на своих страницах подробно рассказывали о них. Я знал, что даже подростки в исправительных учреждениях посмотрели кино, все, но только не я. Слишком молодой, чтобы видеть это кино в день премьеры в пятидесятые, теперь я был настроен увидеть "Проклятие" независимо от того, какие препятствия судьба и родители выстроят передо мной. Препятствие первое: как добраться до места показа? Я иду шесть миль, прихожу на место, одинокий на этом автопастбище на ферме, и держу динамик в своей руке? Нет, кто-то должен был взять меня, и этот кто-то друг моей сестры. А почему бы нет? Он и я на данный момент одиноки: сестра уехала в колледж. Ричард был хорошим парнем, и, несомненно, мог понять, что есть худшие способы убить воскресный вечер, чем взять младшего брата своей подруги в drive-in и посмотреть мутную копию ужастика одиннадцатилетней давности. Небеса зачтут ему его доброту, а моя благодарность будет вечной: Ричард согласился стать моим эскортом.

Казалось бы, цель достигнута, но оставалось самое тяжелое - ждать (хозяин устроил показ на одну лишь ночь - ночь воскресенья, а новый учебный год начинался следующим утром!) Мои родители ни за что не позволят отсутствовать в доме после 22:30. А что еще хуже, "Проклятие" было лишь вторым фильмом в паре, уступая первенство "Гамере" ("гигантская, огнедышащая космическая черепаха с реактивным двигателем терроризирует землю», пишет Малтин в своем обзоре). С невероятным набором звезд: Альберт Деккер и Брайан Донливи, "Гамера" была реальным "Крутым Монстром с двумя крутыми звездами" (вообразите Деккера, будящего сомнамбулу Донливи фразой "Как все-таки частный детектив и алкаш прикипели друг к другу!"). Так или иначе, "Гамера" как первая картина в паре, стала бы моим полным крушением, если бы я не смог убедить владельца уступить первенство "Проклятью Франкенштейна". Возможность потери двух проплаченных билетов в холодную воскресную ночь побудила хозяина пойти навстречу или, возможно, он почувствовал жалость к мальчику, который столь истово просил его об одолжении, кто знает? Безотносительно его рассуждений, моя благодарность не имела границ. Надеюсь, что и сейчас его ферма процветает, поскольку лишь благодаря этому человеку и галантному Ричарду, я наконец-то посмотрел "Проклятье Франкенштейна"










Tags: movies, статьи, фото
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments