хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Categories:

Балахтинский детский дом с 1934 по 1967гг.


источник
В целом создание детских домов было вынужденной мерой для спасения детей, пострадавших от социальных катаклизмов. Там, где собирался ответственный за дело педагогический коллектив, воспитатели пытались сделать детский дом более совершенным учреждением, которое спасало детей не только физически, но и нравственно, в большой мере это относилось к детским домам Балахтинского района.


1. Дети 40-х.
1. Дети 40-х.


В 1948г. в Балахтинском детском доме всего 6 воспитателей вместо 12, которые не могут охватить весь объем работ.
Послевоенное состояние детского дома продолжает оставаться трудным. Хотя дети обеспечены зимней одеждой и валенками, Райпотребсоюз выделил достаточное количество чайной посуды, а инспекторские проверки признают удовлетворительным питание, до хорошего еще далеко.С одеждой, нижним и постельным бельем, предметами личной гигиены большие затруднения.Детские организмы, ослабленные от недоедания, при отсутствии даже такого простого средства личной гигиены, как мыло, восприимчивы к инфекционным заболеваниям и появлению вшей.


2. Технические работники и учителя.1946г.
2. Технические работники и учителя.1946г.


Иван Александрович демобилизовался в 1946году и вернулся в Балахту, откуда и был взят на фронт.Почему они вместе с женой пошли работать в детдом - сейчас сказать трудно.Иван Александрович был фельдшером, у его жены образования не было никакого.


3. Иван Александрович Агапов (слева) в 1946году
3. Иван Александрович Агапов (слева) в 1946году


Такой была Екатерина Ивановна накануне войны.


4. Катя перед войной
4. Катя перед войной


Балахтинский детский дом испытывал послевоенные лишения вплоть до 1957г. Голода уже не было, но ассортимент продуктов все еще скуден, а меню однообразно. Постройки, составленные из старых крестьянских домов, не обеспечивали санитарных и технологических требований. В помещениях не держалось тепло, было неуютно, отсутствовали игрушки.Судя по фото, большие проблемы были с обувью, которую быстро снашивали и из которой быстро вырастали.


5. Екатерина Ивановна со своей первой группой. Вторая половина 1940-х годов
5. Екатерина Ивановна со своей первой группой. Вторая половина 1940-х годов


Лучшее десятилетие в жизни Балахтинского детского дома это 1957 -1967 годы.
В 1957 г. в детский дом приходит, как бы мы сейчас сказали, команда единомышленников: директор Иннокентий Артемьевич Куц, заведующий подсобным хозяйством Николай Алексеевич Кузнецов и завуч Нина Ильинична Курбатова, которую впоследствие сменили Эмма Георгиевна Каминская и Клавдия Степановна Лейнартене.
Их приход совпал с возможностью краевых и районных структур гораздо более полно финансировать детский дом, а незаурядное умение организовать хозяйство, сделать его рентабельным, увлечь этой идеей детей – принесли с собой новые руководители.


6. Директор детдома И.А.Куц и завуч К.С.Лейнартене
6. Директор детдома И.А.Куц и завуч К.С.Лейнартене


У детского дома было 60 гектаров пастбищных и сенокосных угодий по левому берегу Чулыма, более 50 гектаров пашен.


7. Лето.Палаточный лагерь. Обед.
7. Лето.Палаточный лагерь. Обед.


Заведующий подсобным хозяйством Н.А. Кузнецов сумел довольно скоро поставить дело так, что с 1959г. оно полностью стало обеспечивать потребности детского дома в молоке, мясе, картофеле, овощах, которые до этого времени почти всегда закупались.


8. Фельдшер И.А.Агапов и завхоз Н.А.Кузнецов
8. Фельдшер И.А.Агапов и завхоз Н.А.Кузнецов


На ферме подсобного хозяйства выращивали скот, который забивали по мере надобности, в рационе детей всегда было в достатке свежего мяса. Более 50 гектаров засевалось овсом, 4 гектара уходило под картофель, в поле сажали морковь, свеклу, горох. Огурцы, капусту, чеснок, лук, редьку, репу и пр. выращивали в огороде. Заготовленных овощей в свежем и соленом виде, а также картофеля хватало на целый год. С растелом коров на кухню начинало поступать молоко, а после его переработки на столах появлялись свежие творог и сметана.


9. Хозяйственный двор. Конюшня
9. Хозяйственный двор. Конюшня



В 1962 г. Балахтинскому детскому дому по итогам смотра подобных учебных заведений края было присуждено переходящее Красное Знамя краевого Отдела народного образования и краевого Комитета профсоюза работников просвещения. 4 февраля на торжественном собрании воспитанников и работников детского дома в присутствии большой группы гостей представитель КрайОНО П.М. Баранов вручил награду коллективу. За год до этого Н.А. Кузнецову предложили выступить на краевом совещании работников детских домов с обобщением своего опыта, которым заинтересовались многие в Красноярском регионе.


10. Хозяйственный двор.Птичник.
10. Хозяйственный двор.Птичник.


Обеспечивая за счет рентабельности подсобного хозяйства потребности детского дома в питании, получаемые централизованно средства администрация смогла пустить на кардинальное переустройство


11. В столовой.
11. В столовой.



12. Обед
12. Обед


В 1960г. был проведен большой ремонт и обновление: построили новый жилой корпус площадью 500 квадратных метров под спальни и рабочие комнаты, помещение столярной мастерской площадью 80 квадратных метров, комнату для музыкальных занятий, изолятор, контору.


13. Здание детдома
13. Здание детдома


Если раньше дополнением к жизни детского дома была водовозка, то с 1960г. стал работать водопровод, проведенный в два жилых корпуса, баню, прачечную, котельную и кухню. За счет пристройки на 30 квадратных метров расширили площадь бани – прачечной, установили две стиральных машины. Электротехнологическое оборудование появилось на кухне. Благоустроили и вспомогательные помещения, сделали новые стойла для скота, кирпичное овощехранилище и начали строить картофелехранилище. Вокруг новых и старых зданий посадили 200 деревьев.


14. В спальне
14. В спальне



15. На приеме у фельдшера Агапова
15. На приеме у фельдшера Агапова


Как медработник Иван Александрович следил за чистотой, соблюдением гигиенических норм, и одновременно за эстетическим видом.Все мальчики были пострижены его рукой.


16. Очередь на пострижку.
16. Очередь на пострижку.


С 1957г. в детском доме начинает работать еще один незаменимый член новой педагогической команды – Прокопий Ефимович Крайнов, который стал заведовать столярной мастерской. За первый год его работы мальчики изготовили свыше 200 новых изделий, которые уже не надо было вносить в перечень необходимых покупок: 51 табурет, 50 стульев, 18 санок, 19 гардин, 76 плечиков для одежды, 20 подцветочниц, 4 портретные рамки. Лучшим учеником столяра стал Иван Теплов. Он самостоятельно изготовил стол, тумбочку и гардероб. В первый год работы Крайнова в детском доме из 14 столярных работ, представленных мастерской на районную выставку изделий детского творчества, 10 были признаны лучшими.


17. В столярной мастерской
17. В столярной мастерской



Для девочек организовали швейную мастерскую, занятия в которой шли три раза в неделю. За пять месяцев ее работы в том же 1957 – 1958 учебном году девочки сшили более 220 изделий – это нижнее и постельное белье, одежда. На уже упомянутой выставке Рая Шабловская, сшившая модную в конце 1950-х годов вельветовую куртку, тоже была удостоена призового места и награды.


18. Вечернее времяпрепровождение
18. Вечернее времяпрепровождение


Иннокентий Артемьевич Куц(в центре)пришел на должность заведующего детским домом после фронта и тяжелейшего ранения, в результате которого он лишился ноги.


19. Азаров Н. , Куц И.А., определить не удалось
19. Азаров Н. , Куц И.А., определить не удалось


Кружковая работа велась и раньше, но деятельность мастерских плохо снабженных материалом , не занимала всего свободного времени и не приносила удовлетворения. Налаженная работа швейной, сапожной и столярной мастерских позволяла исключить из списка множество предметов, которые до этого покупались.А запланированные на покупку подцветочниц, плечиков, постельного белья и пр. деньги пустить на реконструкцию.


20. В сапожной мастерской
20. В сапожной мастерской


Основная часть хозяйственных работ воспитанников приходилась на лето, которого всегда ждали с нетерпением. На берегу Чулыма раскидывался строй палаток, отгораживалась купальня. Было 3 лодки для рыбалки и прогулок по воде. Богатые уловы позволяли часто готовить блюда из свежей рыбы. Музыканты – Юра Удалов, Валера Терешкин, Володя Савватеев и Володя Щукин брали с собой аккордеон, баян, гитару.



21. Заготовка дров. 1967год
21. Заготовка дров. 1967год



Совершали экскурсии, ездили в гости к шефам – рабочим Назаровского угольного разреза, репетировали концертные номера для праздничного открытия лагеря, жгли костры, но главной была работа: нужно было успеть заготовить 700 кубометров дров и одну тысячу центнеров сена. В 1961г. в детском доме было 120 воспитанников, из них старшеклассников – только 10 человек.


22. С Иваном Александровичем в лесу на заготовке дров
22. С Иваном Александровичем в лесу на заготовке дров


Сенокос – тяжелая работа и для взрослых, а не только для детей. На этот период детскому дому всегда была обеспечена помощь бывших воспитанников, которые приезжали в родной дом на каникулы.После окончания основных огородных, сенокосных и дровозаготовительных работ воспитанники детского дома отдыхали в пионерских лагерях своих шефов – Назаровского угольного разреза и Красноярской ГЭС. Лучшие из них поощрялись туристическими поездками в Шушенское, в Москву, а отличники учебы – в пионерлагерь «Артек».


23. В пионерлагере шефов - Назаровского угольного разреза
23. В пионерлагере шефов - Назаровского угольного разреза


Когда в 1957г. И.А. Куц взвалил на свои плечи руководство детским домом, в нем было 89 человек школьного возраста, из которых не успевало 40 (успеваемость равнялась 55 %). Это была наихудшая успеваемость в крае среди подобных заведений. Дела с учебой были сложны оттого, что в детском доме ежегодно обновлялась почти половина воспитанников.


24. В центре в одном валенке -директор детдома Куц Иннокентий Артемьевич.
24. В центре в одном валенке -директор детдома Куц Иннокентий Артемьевич.


Дети прибывали к сентябрю из разных детских домов и, не успев освоиться, уже выводились из учреждения (при обязательном 7-летнем образовании – в 14 лет). Комплектование контингента проходило так, что новички могли прибыть к концу второй четверти, все они, обычно, бывали переростками и второгодниками, сменившими не один детский дом и бравировавшими своей неуправляемостью. И если во второй класс таких учеников приходило только двое, уроки у малышей часто бывали сорваны, а в некоторых классах число подобных воспитанников доходило до 7-8 человек. Куц сразу стал ставить перед КрайОНО острый вопрос – о неправильности и недопустимости практики засылки в Балахтинский детский дом трудновоспитуемых подростков в 16 лет и добился того, что к началу учебного года большая часть прибывших детей состояла из учеников начального или среднего звена и тех, кто еще только должен был пойти в первый класс.


25. Группа выпускников с директором и фельдшером
25. Группа выпускников с директором и фельдшером


На всех педсоветах завучи детского дома защищали своих подопечных. Замечания учителей были разные, они касались не только успеваемости, но и поведения детей. Ребенок из детского дома мог неожиданно расплакаться у доски в ответ на незначительную поправку учителем его ответа, одна из воспитанниц, девочка- десятиклассница, и без того отставшая в учебе из-за пропусков по болезни, в ответ на брошенное кем-то в ее адрес прозвище «очкастая», разбила свои очки, без которых не могла ни писать, ни читать, ничего не видела на доске, но категорически отказывалась от новых. Воспитанница Бахтигозина читала под партой художественную литературу, но не хотела ни учить, ни отвечать уроки (Есть догадка, что девочка, о которой идет речь, стала впоследствие Заслуженным учителем РФ).


26. Учителя, воспитатели и воспитанница Г. Школьникова
26. Учителя, воспитатели и воспитанница Г. Школьникова


Детдомовцы демонстративно не носили в школу письменные принадлежности и учебники. Завучи, знающие жизненные истории детей, обращаются к учителям с призывом: приходить в детский дом, знакомиться с личными делами, чтобы, лучше узнав ребенка, те душевные и физические травмы, которые он перенес, строить с ним более индивидуальное, нежели коллективное общение.


27. Кожемякин Витя в 1962году
27. Кожемякин Витя в 1962году


В 1958/59 учебном году в школу пошло 28 учеников первого класса – воспитанников Балахтинского детского дома, эта группа сразу дала хорошие результаты, показатель успеваемости стал равняться 76 %. Во все последующие годы он оставался примерно таким же, т.е хорошистами и отличниками могли стать далеко не все.


28. Старшие воспитанницы с И.А. Агаповым.
28. Старшие воспитанницы с И.А. Агаповым.


Многие девочки, выпускницы детского дома, по примеру своих наставников, избрали профессию педагога и стали учителями.


29. Агапова Е.И. с классом.
29. Агапова Е.И. с классом.


Если занятия художественной самодеятельностью и подготовка концертов присутствовали в жизни детских домов даже в трудные военные годы, то в 1950-1960-х годах музыкальный, танцевальный, драматический кружки вносили много интересного в будни детского дома, ими очень живо с энтузиазмом руководили Геннадий Федорович Карпов, Михаил Ильич Якубов, Екатерина Ивановна Агапова.


30. Башурина Ю. в 1955 году
30. Башурина Ю. в 1955 году


Валя Спирина искусно вышивала и завоевывала призы на районных выставках детского творчества. Воспитатели подталкивали детей к тому, чтобы, научившись сам, ребенок смог научить других.


31. Агапова Е.И.с двумя воспитанниками
31. Агапова Е.И.с двумя воспитанниками


Воспитатели детского дома вели постоянную работу по поиску родственников детей. Антонина Федоровна Моисеенко, которая пришла в детский дом в 1949г., часто и подолгу разговаривала с детьми, на основе их несвязных, но, порой, ярких воспоминаний о прежней, додетдомовской жизни, как детектив, раскручивала нить поиска, писала письма и запросы. Только к 1961г. она нашла двух уже взрослых братьев Любы Лях, бабушку Саши Граматунова, родных Коли, Маши и Лены Ковалевых, целую семью шефов в лице Красноярского комитета института Гидропроект, где когда-то работала их мама,- Ире и Гоше Алферовым.


32. Заседание жюри
32. Заседание жюри



33. В классе с Екатериной Ивановной Агаповой
33. В классе с Екатериной Ивановной Агаповой


Вместе с Екатериной Ивановной группа ходила в кино. За плечами детей-деревья сквера и фасад кинотеатра.


34. В парадной форме.1946 год.
34. В парадной форме.1946 год.




35. В сквере с Е.И.Агаповой
35. В сквере с Е.И.Агаповой



37. Втроем у ворот
37. Втроем у ворот



38. На качелях во дворе
38. На качелях во дворе



39. У памятника Ленину
39. У памятника Ленину


Tags: Россия, история, фото
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments