хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Categories:

Американские экспедиции на Аляску и северные российские территории в 1885-1892 . Часть 4

Американские экспедиции на Аляску и северные российские территории в 1885-1892 . Часть 1
Американские экспедиции на Аляску и северные российские территории в 1885-1892 . Часть 2
Американские экспедиции на Аляску и северные российские территории в 1885-1892 . Часть 3
Сибирская женщина с ребенком


Синявин пролив - пролив в сев-зап. части Берингова моря, в Чукотской земле, между о-вами Аракамчеченом и Иттыграном.
Вид Синявина пролива, 12 июля 1885

Мыс Дежнёва — крайняя восточная точка Чукотского полуострова и, соответственно, крайняя восточная материковая точка России и всей Евразии.
Северная сторона Восточного Мыса

До 1879 года мыс Дежнёва назывался мысом Восточным. В 1879 году назван шведским полярным исследователем А. Э. Норденшельдом в честь Семёна Ивановича Дежнёва — выдающегося русского морехода и исследователя Северной и Восточной Сибири.Основав Нижнеколымский острог,сборщиком ясака в 1647 г. он вступил в экспедицию приказчика Ф.Попова (Алексеева), направлявшуюся из острога на восток. Экспедиции пришлось выдержать тяжелые испытания, погибли два коча и еще два пропали, попав в бурю у мыса Шелагский.Дежнев с остальными судами продолжил плавание и к началу сентября вышел, обогнув Чукотский п-в с севера, в пролив между Азией и Америкой.
Деревня на Восточном мысе

На берегу «Большого Чукотского Носа» (позже наименован мысом Дежнева) путешественники сделали остановку, во время которой побывали у эскимосов на островах пролива. Впервые в истории пройдя по этому проливу и фактически открыв его, С. И. Дежнев решил важную географическую задачу. Появилось доказательство того, что Америка — самостоятельный континент, а из Европы в Китай можно плавать северными морями вокруг Сибири. Однако из-за отсутствия сведений об этом открытии в европейских странах (материалы походов Дежнева остались в Якутском остроге) приоритет первооткрывателя достался В. И. Берингу, чьим именем и стал называться пролив.
Дома аборигенов на Восточном мысе

На мысе Дежнёва расположены населённый пункт Уэлен; маяк-памятник С. И. Дежнёву; историко-культурный комплекс Наукан, представляющий собой остатки крупного китобойного посёлка XVIII—XX веков. Посёлок Наукан был расформирован в 1958 году в рамках кампании по укрупнению и удалению их от американской границы сельских районов. Перед выселением в Наукане проживало около четырехсот человек, насчитывалось тринадцать родов. Негласно выселение происходило с 1954 года, и связано было, как предполагают, со стратегическими задачами возможного военного противостояния с США; формально оно завершилось 20 ноября 1958 года решением № 165 исполкома Чукотского районного Совета депутатов трудящихся.
Обитатели Восточного мыса

При переселении были рассеяны носители науканского диалекта эскимосского языка, будучи частично поселены вместе с чукчами, либо переселены в места с иными эскимосскими диалектами. Большинство эскимосов из Наукана были переселены в пос. Нунямо, которого теперь также не существует; в настоящее время отдельные семьи эскимосов из Наукана проживают в чукотских посёлках Уэлен, Лаврентия и Лорино, а также в эскимосских посёлках Новое Чаплино, Сиреники и Уэлькаль.
Обитательницы Восточного мыса

У Дежнёвых сопок можно увидеть моржовое лежбище, птичьи базары, иногда белых медведей, а с берега в Беринговом проливе — серых китов, касаток, моржей, тюленей (нерпа-акиба, ларга, лахтак). На мысе Дежнёва расположился историко-культурный комплекс Наукан, представляющий собой остатки крупного китобойного посёлка 18-20 веков.
Бухта Провидения — бухта в Анадырском заливе Берингова моря, у юго-восточного берега Чукотского полуострова.

Открыта русской экспедицией Курбата Иванова в 1660 году. После этого ещё 200 лет бухта оставалась безымянной. В 1848-49 годах в бухте перезимовал британский корабль «Пловер» под командованием капитана Томаса Мура. Выйдя из Плимута в январе 1848 года корабль крейсировал по Берингову морю в поисках потерянной экспедиции Франклина. 17 октября 1848 года судно Мура бросило свой якорь в безопасной гавани. В честь первой успешной зимовки в районе Берингова моря он дал название бухте — Провидение(Провидения). В 1866—1867 годах в бухте перезимовала Western Union Telegraph Expedition. Бухта являлась популярным местом встреч, зимовок и промысла для китобоев и купцов в XIX и начале XX века.
В 1875 году русский клипер «Гайдамак» под командованием Сергея Тыртова бросил якорь в бухте Провидения. Tыртов, направленный для обеспечения государственной монополии на прибрежную торговлю, распространил среди местных чукчей печатные листовки на имя иностранных купцов. Затем он направился на север в Залив Лаврентия, где перехватил американский купеческий корабль «Тимандра», занимавшийся обменом у местных жителей моржовой кости на алкоголь.

В 1876 году с той же задачей в эти моря был направлен капитан Новосильский на клипере «Всадник». Всадник стал на якорь в бухте Провидения 5 июля 1876, выполнил гидрографическую съемку бухты, а затем направился на север, прошёл Беринговым проливом, повернул на запад, достигнув мыса Шмидта (тогда мыса Северный, или мыс Нордкап в английских источниках) и благополучно вернулся на обратно. Всадник не встретил не одной торговой лодки, но нашёл доказательства пребывания последних и признаки торговли местных жителей с американцами (в том числе недопитую бочку виски).
В 1881 году русский клипер «Стрелок» бросил якорь в бухте Провидения. Стрелок, кроме обследований и пограничного контроля, имел задачу спасения экипажей двух пропавших без вести американских китобойных судов. Однако вскоре экипаж американской шхуны Handy рассказал русским, что одна из пропавших лодок затонула со всем экипажем, а вторая благополучно добралась до Сан — Франциско. Вместо этого Стрелком была обнаружена и снабжена немецкая научная экспедиция Аурел Краузе. В заливе Святого Лаврентия клипер Стрелок встретился с американским судном USS Роджерс. Оба корабля направились на север до Берингова пролива, но вскоре разделились. Стрелок достиг мыса Дежнева (тогда мыс Восточный) и повернул обратно в то время как Роджерс достиг острова Врангеля.

История Челюскинской эпопеи и освоения северного морского пути показали необходимость строительства в бухте морского порта. В феврале 1937 года начальник главного северного морского пути Отто Юльевич Шмит одобрил проект строительства порта. А летом 1940 года суда уже разгружались у стенки первого причала. С созданием в Провидении морского порта интенсивно развиваются населенные пункты Урелики (Пловер).

Заготовка ворвани на китобойном судне

Китобойное судно "Хауленд" и "Корвин"

Убитые моржи

Паровое китобойное судно "Лукреция" в Северном Ледовитом океане

Китобойный барк "Карвер в Арктических водах

Крушение «Мэйбл» и «Сьюзан Джордж» в Северном Ледовитом океане

Китобойное судно и экипаж корабля в в Северном Ледовитом океане

Китобойное судно Хелен Мар

Китобойное судно в Северном Ледовитом океане 10 июня 1896 года

Китобойное судно "Медведь"



Сломанный винт

Мертвый морж

Члены экипажа






Tags: Россия, США, история, путешествия, фото, экспедиция, этнография
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments