хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Category:

Императорская яхта «Штандарт»

Яхта «Штандарт» (в 1917—1936 «18 марта», в 1936—1948 «Марти», с 1948 «Ока») — судно Балтийского Флота. Было заложено 1 октября 1893 года как императорская яхта на датской верфи «Бурмейстер и Вайн» по указу Александра III. Было любимым судном императора. В 1933-1936 годах было переоборудовано в минный заградитель.
Общий вид императорской яхты «Штандарт»


Название «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Данное имя было дано нескольким кораблям Русского Флота до 1917 года — последним из них была данная яхта.
Вид части палубы



29 августа 1893 года Александр III вместе с императрицей Марией Фёдоровной и цесаревичем Николаем Александровичем прибыли на корабле «Полярная звезда» в Копенгаген. После этого состоялась торжественная церемония закладки «Штандарта».
Спущен на воду 21 марта 1895 года. 8 сентября 1896 года «Штандарт», не завершив ходовые испытания, принял на борт Николая II и императрицу Александру Фёдоровну, после этого в сопровождении яхты «Полярная звезда» — ушел в Англию. Начиная с этого похода, началась двадцатилетняя служба «Штандарта».
Рубка и капитанский мостик

«Штандарт» имел 3 мачты, водоизмещение 5480 тонн, длину 128 м, ширину 15,8 м, осадку 6,6 м, проектную скорость 22 узла, 24 котла и 2 винта. Экипаж 373 человека. Острый клиперштевень «Штандарта» украшала золоченая носовая фигура как бы летящего двуглавого орла.
Часовой матрос на палубе у штурвала в кормовой части

Для отделки императорских покоев применялось гораздо меньше различных ценных пород дерева в отличие от «Полярной звезды». Императорские покои отделывались деревом вишни и ореха, а стены в императорских жилых каютах облицовывались тисненой кожей или обтягивались кретоном. Помещения вдовствующей императрицы и великих князей и княжон — березой, столовой — ясенем, а коридоров — дубом, клёном под птичий глаз и белым буком. По особому указу Николая II — золочение нигде не применялось. Для отделки помещений экипажа использовались дуб и сосна, окрашенные белой краской.
Общий вид кают-компании для личного состава

В кормовой части верхней палубы, традиционно для царских яхт, размещалась большая рубка. В ней находились столовая для официальных приемов, рабочий кабинет и приемная императора. В носовой части верхней палубы, перед первой трубой, располагались штурманская рубка, две рубки для начальствующего состава, над ними — ходовой мостик с рулевой рубкой.
Вид части одной из кают

На главной палубе (над машинным отделением) находились императорские каюты. Каждый блок кают императора, императрицы и вдовствующей императрицы состоял из гостиной, спальни и ванной.
Вид части одного из салонов

На этой же палубе размещались столовая, салон, каюты великих князей и княжон, офицеров яхты и корабельная кают-компания. На нижней палубе находились каюты для детей императорской фамилии, помещения для прислуги, кубрики экипажа и душевые кабины. На этой же палубе размещались радиорубка, выгородки динамо-машин, мастерские и некоторые кладовые.

Ниже этой палубы, в носовой части яхты, находились грузовой трюм и пороховой погреб, а в кормовой — рефрижераторы для скоропортящейся провизии. Следует отметить, что для обслуживающего персонала и команды были созданы значительно лучшие условия обитания, чем на предыдущих яхтах
Уголок салона и двери, ведущие в кабинет и библиотеку

Вид части одного из кабинетов

Вид части столовой для пассажиров яхты

Вид спальни, в которой установлена детская кроватка, для пассажиров яхты

Вид галереи на нижний палубе

Вид части иконостаса, расположенного в галереи

Вид части кают-компании для личного состава яхты

Общий вид кают-компании для личного состава яхты

Вид части камбуза

Вид части машинного отделение яхты

Летом 1897 года новую императорскую яхту с кратковременными визитами посетили в Кронштадте: сиамский король, император Германии и президент Французской республики.
Прибытие короля Швеции на яхту Штандарт. Виролахти.

В дальнейшем при посещениях России главами иностранных государств Николай II неоднократно принимал их на борту «Штандарта». На нём дважды побывал Вильгельм II: в июле 1902 года во время маневров учебного артиллерийского отряда Балтийского флота, а потом в июне 1912 года, когда он приходил на яхте «Hohen-zollern» на закладку в Ревеле нового порта Петра Великого.
Немецкий и русский императоры на борту яхты "Штандарт"



В августе того же 1912 года Николай II принимал на «Штандарте» и вел дипломатические переговоры с премьер-министром Франции Раймоном Пуанкаре
Офицеры в машинном отделении яхты

Вид носовой части яхты «Штандарт»

В 1917 году команда яхты принимала участие сначала в Февральской, а затем и в Октябрьской революции. На борту судна размещался центральный революционный орган моряков-балтийцев — Центробалт.
Весной 1918 года «Штандарт» участвовал в «Ледовом походе»: тяжелых ледовых условиях корабль совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт.
В 1917 году переименован в «18 марта». Стоял на хранении.
В 1933-1936 годах на заводе им. Марти (Ленинград) переоборудован в минный заградитель и назван «Марти». На судно были установлены новейшие устройства для постановки 320 мин, мощное артиллерийское вооружение (четыре 130-мм орудия главного калибра, семь 76,2-мм универсальных орудий, три 45-мм зенитные пушки и два спаренных пулемета). Были установлены новые паровые машины, обеспечивавшие скорость хода свыше 14 узлов и дальность плавания до 2300 миль.
Минный заградитель «Марти», 1942 год (создан путём реконструкции бывшей императорской яхты «Штандарт»).

В 1938 году корабль стал флагманом соединения заграждения и траления Балтийского флота. В 1939 году корабль выполнил постановку мин у побережья Финляндии, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота. Летом 1941 года экипаж «Марти» добился завоевал переходящее Красное знамя Наркомата Военно-Морского Флота.
Первую боевую задачу получил 23 июня 1941 года, а 25 июня при выполнении боевого задания заградителем была потоплена первая подводная лодка противника.
Минный заградитель "Марти" и линейный корабль "Октябрьская Революция" на Таллинском рейде, 1940 год

В начале ноября 1941 минный заградитель в составе отряда под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда принял участие в эвакуации защитников полуострова Ханко. Несмотря на повреждения, полученные при подрыве на мине, «Марти» принял на борт и вывез в Кронштадт 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, снаряды и продовольствие и ещё около 800 т груза.
Участвовал в огневой поддержке сухопутных частей.
3 апреля 1942 года одним из первых на флоте удостоен звания гвардейского.
В 1948 сменил название на «Ока», переоборудован в плавказарму, а в 1961 году — в плавучую мишень для ракетных стрельб. Разобран на металл в середине 60х годов
Императорская яхта «Штандарт» (1893-1961) На рейде Ялты , 1898 год.

Цесаревич Алексей на палубе Императорской яхты "Штандарт". Финляндия. 1906 год

Императорская семья на палубе яхты "Штандарт". На руках у дядьки Цесаревич Алексей. Финляндия. 1906 год

Фотография царевича Алексея Николаевича России с матросами на императорской яхте «Штандарт» в 1908 году

Императорская яхта «Штандарт» В Севастополе , 1909 год.

Император Николай II посещает Ригу в 1910 году.

Оркестр Гвардейского экипажа на яхте «Штандарт». После 1910 года.

Императорская яхта «Штандарт» В Севастополе , 1914 год.

Николай II проводит смотр линейным кораблям-додредноутам Черноморского флота с мостика императорской яхты «Штандарт» 2 июня 1914 года

Императорская яхта «Штандарт» В Ялте .

Императорская яхта «Штандарт»

Яхта "Штандарт" в Тулоне

Машинное отделение

Государь беседует с адмиралом Арсеньевым на палубе яхты Штандарт. Виролахти.

Императорская яхта "Штандарт"


Tags: Россия, история, фото
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments