хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Categories:

«Лузитания». Жизнь и смерть между двух берегов

«Лузитания» (RMS Lusitania) — британский пассажирский лайнер, принадлежавший (как и однотипный лайнер «Мавритания») компании Cunard Line (рус. «Кунард Лайн», полное английское наименование Cunard Steamship Line Shipping Company). Торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года. Судно затонуло за 18 минут в 13 км от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Потопление «Лузитании» настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.


Проект «Лузитании» был разработан проектировщиком компании «Кунард Лайн» Леонардом Пескеттом. Пескетт построил большую модель предлагаемых судов в 1902 году, демонстрируя трехтрубный проект. Четвертая труба была добавлена в проект в 1904 году для вывода выхлопов из дополнительных котлов. Перед широким использованием турбинной силовой установки на судах «Кунард Лайн» установила меньшую версию турбины на своем судне «Кармания» в 1905 году для того, чтобы убедиться в целесообразности использования данной технологии.
На строительстве "Луизианы"



Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года.

Она была спущена и окрещена Мэри, Леди Инверклайд, 7 июня 1906 года.
RMS "Лузитания" перед спуском на воду 7 июня 1906 года.

Спуск "Лузитании" на воду

С 27 июля 1907 года начались предварительные и формальные испытания «Лузитании». Инженеры-судостроители и представители «Кунард Лайн» обнаружили, что высокая скорость вызывала сильную вибрацию в корпусе, поэтому пришлось произвести упрочнение корпуса. После этих модификаций судно было передано «Кунард Лайн» через год, 26 августа.
«Лузитания» отошла от причальной стенки Ливерпуля 7 сентября 1907 года в субботу под командованием коммодора Джеймса Уатта. Судно прибыло в Нью-Йорк 13 сентября в пятницу.
"Лузитания" прибывает в Нью-Йорке в свой ​​первый рейс. 1907





В то время она была крупнейшим океанским лайнером в мире и должна была таким остаться до ввода в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре того же года. В течение своей восьмилетней службы, «Лузитания» совершила в общей сложности 202 рейса через Атлантику по линии Ливерпуль — Нью-Йорк.
Обеденный Салон "Лузитании"

В октябре 1907 года «Лузитания» завоевала «Голубую Ленту Атлантики», отобрав ее у германского лайнера «Кайзер Вильгельм II». «Лузитания» шла со средней скоростью в 23,99 узла (44,43 км/ч), идя на запад, и 23,61 узла (43,73 км/ч) — на восток.
С вводом в экплуатацию «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики». «Лузитания» совершила свое самое быстрое путешествие на запад со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в 1909 году. В сентябре того же года она навсегда уступила «Голубую Ленту Атлантики» «Мавритании», которая установила рекорд в 26,06 узлов. Этот рекорд был превзойден лишь в 1929 году.
Ресторан на палубе первого класса



Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что судно в случае необходимости могло быть преобразовано в вооружённый вспомогательный крейсер. Когда началась Первая мировая война, Адмиралтейство рассчитывало реквизировать её как вооруженный вспомогательный крейсер (ВВК), и «Лузитания» была внесена в официальный список ВВК. Однако затем подобные большие лайнеры были признаны непригодными для применения в качестве вооруженных вспомогательных крейсеров вследствие большого расхода угля. Однако «Лузитания» осталась в официальном списке ВВК и была указана как вспомогательный крейсер.
Лузитания, спальня 1 -го класса.

Многие большие лайнеры были использованы как войсковые транспорты или как судна-госпитали. «Мавритания» стала войсковым транспортом, пока «Лузитания» трудилась на «Кунард Лайн» как роскошный лайнер, перевозящий людей из Великобритании в США и обратно. Новая «Аквитания» была переоборудована в судно-госпиталь, пока «Олимпик» «Уайт Стар Лайн» и «Мавритания» перебрасывали войска в Средиземное море.
"Лузитания"



Тем не менее, на «Кунард Лайн» по-прежнему обращало внимание Адмиралтейство, заявляя, что «Лузитания» может быть реквизирована в любое время, если военные действия обострятся. Для того, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы для пересечения Атлантики, на «Лузитании» были уменьшены ежемесячные рейсы и запечатано 4 котла. Максимальная скорость теперь была снижена до 21 узла (39 км/ч). Но даже в таком режиме эксплуатации «Лузитания» была быстрейшим коммерческим пассажирским лайнером на Севере Атлантики и на 10 узлов (19 км/ч) быстрее, чем любая подлодка. Тем не менее, «Лузитания» подверглась многим изменениям:
имя судна было закрашено,
на крыше мостика была добавлена платформа компаса,
трубы «Лузитании» были выкрашены в черный вместо цветов «Кунард Лайн»,
между первой и второй трубами была добавлена вторая платформа компаса,
на кормовой рубке были установлены два дополнительных багажных крана,
в течение своего последнего путешествия она не поднимала никаких флагов.
Дэвид Доу, капитан "Лузитании" .1915

17 апреля 1915 года «Лузитания» покинула Ливерпуль и отправилась в свой 201-й трансатлантический рейс, прибыв в Нью-Йорк 24 апреля того же года. Группа германо-американцев, надеющаяся избежать дискуссии о том, будет ли «Лузитания» атакована германскими подлодками, поделились своим беспокойством с представителями Германского посольства в США. Германское Посольство в США решило предупредить пассажиров перед их следующим рейсом, чтобы те не плыли на «Лузитании». Имперское Германское посольство напечатало предупреждение в пятидесяти американских газетах, включая и нью-йоркские.
«Лузитания» покинула пирс № 54 в Нью-Йорке в полдень субботы 1 мая 1915 года.

5 и 6 мая U-20 потопила три судна, и Королевский Военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: «Подлодки активны у южного берега Ирландии». Капитан Тернер 6 мая дважды получил это сообщение и принял все меры предосторожности: были закрыты водонепроницаемые двери, задраены все иллюминаторы, удвоено количество наблюдателей, все шлюпки были расчехлены и вывалены за борт для ускорения эвакуации пассажиров в случае опасности.
В пятницу 7 мая в 11:00 Адмиралтейство передало другое сообщение, и Тернер скорректировал курс. Вероятно, он думал, что подлодки должны быть в открытом море и не подойдут со стороны берега, и «Лузитания» будет защищена близостью к суше.
В 13:00 один из матросов германской подводной лодки U-20 заметил впереди большое четырёхтрубное судно. Он сообщил капитану Вальтеру Швигеру, что заметил большой четырёхтрубный корабль, идущий на скорости около 18 узлов. У лодки было мало топлива и лишь одна торпеда, капитан уже собирался возвращаться на базу, как на лодке заметили, что судно медленно поворачивается правым бортом к лодке.
Лузитания» была приблизительно в 30 милях (48 км) от Ирландского берега, когда она попала в туман и уменьшила скорость до 18 узлов. Она шла в порт Куинстауна — ныне Коб — в Ирландии, до которого оставалось 43 мили (70 км) пути.
В 14:10 впередсмотрящий заметил приближающуюся торпеду с правого борта. Через мгновение торпеда попала в правый борт под мостик. Взрыв взметнул столб обломков стальной обшивки и воды вверх, затем последовал второй, более мощный взрыв, из-за которого «Лузитания» начала сильно крениться на правый борт.
На фотографии реконструкция торпедного пути со слов очевидца.

Радист «Лузитании» безостановочно посылал сигнал бедствия. Капитан Тернер приказал покинуть судно. Вода затопила продольные отсеки правого борта, вызвав 15-градусный крен на правый борт. Капитан попробовал развернуть «Лузитанию» к ирландскому берегу в надежде посадить его на мель, но судно не слушалось руля, так как взрыв торпеды перебил паровые магистрали рулевого управления. Тем временем судно продолжало двигаться со скоростью в 18 узлов, из-за чего вода быстрее поступала внутрь.
Женщина, спасенная с "Лузитании", 25 мая 1915

Спустя около шести минут бак «Лузитании» начал погружаться. Крен на правый борт сильно усложнял спуск спасательных шлюпок.
На фотографии г-н Купер, канадский журналист с маленькой Хелен Смит, шестилетней девочкой, потерявшей обоих родителей в результате катастрофы "Луизитании"

Большое число спасательных лодок опрокинулось при погрузке или были опрокинуты движением корабля, когда они касались воды. «Лузитания» несла 48 спасательных шлюпок — более чем достаточно для всей команды и всех пассажиров, — но только шесть шлюпок удалось благополучно спустить, — все со стороны правого борта. Несколько раскладных спасательных шлюпок смыло с палубы, когда лайнер погружался в воду.
Самый младший из спасенных с корабля

Несмотря на принятые капитаном Тернером меры, лайнер не дошел до берега. На борту поднялась паника. К 14:25 капитан Швигер опустил перископ и ушел в море.
г-н Лейн и мисс Уильямс, два спасенных американца

Капитан Тернер оставался на мостике до тех пор, пока его водой не смыло за борт. Будучи отличным пловцом, он протянул в воде три часа.
Некоторые спасенные с "Лузитании

От движения судна вода попадала в котельные, некоторые котлы взорвались, включая те, которые были под третьей трубой, из-за чего та рухнула, остальные же трубы обрушились чуть позже.
Спасенные пассажирки с "Лузитании".

Судно прошло около двух миль (3 км) от места торпедной атаки до места гибели, оставляя след из обломков и людей за собою. В 14:28 «Лузитания» опрокинулась килем вверх и затонула.
Спасенные с "Лузитании" в Квинстоне.

Лайнер затонул за 18 минут в 8 милях (13 км) от Кинсейла. 1198 людей погибли, включая почти сотню детей. Тела многих жертв были похоронены в Куинстауне в Кинсейле — городе у места гибели «Лузитании».
Пережившие бедствие прибыли в Квинстаун

11 января 2011 года в возрасте 95 лет умерла Одри Пирл, последняя выжившая пассажирка лайнера, которой на момент его гибели было всего три месяца
Выезд потерпевших кораблекрушение из Квинстауна в Лондон

Спасенные пассажиры на станции на Лайм-стрит, Ливерпуль/b>

Спасшиеся офицеры "Лузитании", слева направо: первый офицер Р. Джонс, А. А. Бисти, младший третий офицер, третий офицер и Дж.П. Льюис, 1915 год

Георг V встречается с выжившим экипажем "Лузитании"

Двое мужчин достают ящики с телами жертв из спасательного судна.

Американские жертвы с "Лузитании" 27 мая 1915 года

Богослужение по жертвам "Лузитании" в Вестминстерском соборе Лондона. Службу проводит кардинал Борн

Погребение жертв с "Лузитании". Лондон, Англия 1915 го

Демонстрация против немцев на Тауэр Хилл в Лондоне

Антинемецкие погромы после торпедирования "Лузитании": многие магазины чьи хозяева носили немецкие фамилии были разгромлены. На фотографии погромщики разоряют сигарный склад Шенфельда. Лондон, Англия 1915 год.



Пропагандистский плакат

Немецкая подводная лодка U20 выброшенная на побережье Дании, считается той, которая потопила "Лузитанию"

Исследование обломков "Лузитании" в 1935 году. Джим Джаррет был главный водолаз и совершал погружения на 312 футов.


Tags: Англия, Германия, США, война, история, фото
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments