хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Categories:

Дореволюционная Россия в лицах. Муромские жители в портретах Николая Сажина

Николай Николаевич Сажин фотоискусству обучался с детства. Он родился в 1868 году в Арзамасе в семье потомственных фотохудожников. Его дед Николай и отец, тоже Николай, стали заниматься фотографией практически с начала ее появления. Дед был крепостным художником у графини Прасковьи Сергеевны Уваровой, писал декорации к театральным представлениям. Его как талантливого художника-самоучку Уварова отправила учиться фотографии в Париж, а по возвращении предоставила «вольную». В 1870 г. Сажины открыли в Арзамасе фотографический павильон, из которого вышла целая династия фотографов Сажиных.
Уроки фотографии Николай Сажин (муромский) получал не только у своего деда и отца, но и у знаменитого нижегородского фотографа Дмитриева. Он посещал его мастерскую во время недолгого проживания в Нижнем Новгороде. Там он познакомился со своей будущей женой - дочерью известного нижегородского адвоката Верой Терновской. Сбежал с ней без родительского благословления, сначала в Арзамас, потом в Муром. Непослушание дочери и зятя почти сразу было забыто родителями Веры. Они были прощены.

В Муроме он покупает двухэтажный кирпичный дом на Ивановской улице и открывает свой собственный фотографический салон (первое упоминание мастерской известно под 1893г.) Чуть позже открыл еще филиал в Орехово-Зуево, который специализировался на печати фотографий большого размера.
Николай Сажин работал с большим азартом. По воспоминанию родственников, он любил жить «с размахом». Играл в карты и бильярд, сочинял сказки. Прекрасно и с большим вкусом одевался. Скоро семья Сажиных стала известна в городе, а фотосалон превратился в своеобразный культурный центр, в котором собирались представители местной городской элиты и интеллигенции.
Николай Сажин оставил после себя значительное фотографическое наследие. До 1906 г. в Муроме он не имел конкурентов. Практически был единственным фотохудожником во всей округи. Он снимал улицы города и окрестности Мурома, но особенно ему удавались фотопортреты. Многие из них сохранились в семьях коренных муромских жителей. По примеру своего отца, Николай Сажин создал в своей мастерской целую серию декораций, которые превращали павильон в сцену, а клиентов – в актеров. Не случайно, за фотокомпозицию «Влюбленные у плетня» он получил первую премию на выставке в Париже.
В 1918 г. салон Сажина переименовывают в артель «Красный кустарь», а его назначают заведующим. Но в 1928 г. все имущество Сажина – и дом, и дорогую фотоаппаратуру - отобрали в пользу государства. Фотограф покидает Муром и поселяется в селе Дедово.
После войны Н.Н. Сажин переехал жить в Москву к одной из своих дочерей (у него было восемь детей). Скончался 25 ноября 1951 г. в возрасте 83 лет.
Портрет Нины Емельяновой

Групповой портрет семьи Зощенко

Представители Муромского купечества и мещанства.

Елизавета и Мария Орловы с маленькой Софьей Сокольской

В русских костюмах. Справа стоит Надежда Ивановна Гундобина.

Портрет девушки в русском наряде

Портрет детей из семьи Орловых. 1895

Портрет купца С. Жадина. 8 октября 1909.

Портрет мальчика Всеволода Жадина.

Портрет неизвестной девушки в кружевном платье.

Портрет неизвестной женщины средних лет. 28 ноября 1909.

Сестры Мяздриковы в народных костюмах



Портрет Александра Бычкова

Портрет аптекаря Зощенко

Портрет владельца аптеки Франца Юрьевича Лобановского

Портрет гимназистки Веры Чеборовской. 1916

Портрет девочки в японском костюме. 1900-1905

Портрет детей из семьи Свердловых. 1914.

Портрет М.Каплана. 10 ноября 1908.

Портрет матери и сына из неизвестной купеческой семьи. 1903-1906.

Портрет Фаины Бычковой

Сергей Жадин с сыном Вадимом на руках. 1903-1905.


Tags: Россия, история, фото
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments