хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Last Exorcism, The \ Последнее изгнание дьявола (2010)

Режиссёр: Daniel Stamm
В ролях: Patrick Fabian, Ashley Bell, Iris Bahr, Louis Herthum, Caleb Landry Jones, Tony Bentley

Я не очень люблю нынешние модные псевдодокументалки. "Ведьма из Блэр" открыла врата в ад "и все заверте...". В этом жанре мне не нравится то что, упирая на якобы документальность, фильм чаще всего выглядит неправдоподобней своего обычного собрата. Кто в здравом уме поверит, что оператор станет снимать всю эту хрень, даже когда организм ради своего спасения диктует ему лишь одно: бросай все и переноси меня отсюда как можно дальше насколько возможно быстро. В "Последнем изгнании" такой зазор между кино и жизнью тоже присутствует, но внутренний драматизм сюжета заставляет закрывать глаза на эту условность.
Иногда во время просмотра мне казалось, что 2 миллиона на съемку подарил папский нунций, ибо давно в американском кино не было такого злобного глумления над протестантами с их театрализованными проповедями, кликушеством, как проповедников, так и толпы и явным финансовым подтекстом. В основном в васповой Америке дозволено кусать католиков - тех меньше и они привыкли быть объектами критики.
Главный герой фильма Коттон Маркус потомственный проповедник и такой же потомственный экзорцист. Это семейный бизнес. Если папа выглядит этаким "голубым воришкой", стыдливо хихикающим при рассказах о своих проделках, то сынок уже убежденный коммерсант, не верящий ни в Бога, ни в черта. Он хороший фокусник (это умение помогает ему оживить проповеди и добавить убедительности сеансам экзорцизма), циник ("спорим на десятку, я вставлю в проповедь рецепт бабушкиного бананового пирога, и аудитория это с чистой совестью съест") и не видит ничего зазорного в своем бизнесе. "Я даю людям то, что они хотят и все довольны. Это как плацебо, может помочь надо только в это поверить". В папином сейфе мирно соседствуют чековые книжки и средневековый том с классификацией демонов. Сам сюжет представляет собой съемку документалистами фильма о Коттоне Маркусе, он ничего не утаивает от киношников и даже готов показать типичный обряд экзорцизма, который он проводит на платной основе по письмам своих почитателей. На наших глазах он достает из почтового ящика свежую почту и открывает первый попавшийся конверт. Все цель выбрана, он и съемочная группа едут в Луизиану.
Адресат живет на ферме в какой-то Богом забытой дыре, по дороге киношники успеют наснимать десяток местных колоритных фриков, повествующих о вуду, дьяволопоклонниках и летающих тарелках. Все выглядит так, словно срочно нужно вызывать Малдера, но для съемочной группы это просто антураж для будущего фильма. Сама ферма небольшая, но чистенькая. Ее обитатели тоже вполне обычные люди. Сильно пьющий после смерти жены набожный отец, заносчивый сын подросток жертва пубертатного периода и Нелл дочка шестнадцати лет ради которой и было совершено данное путешествие. Ее отец считает, что в шестнадцатилетнем ребенке сидит дьявол, заставляющий по ночам убивать скот и вести себя вызывающим образом. Маркус наскоро проводит обряд экзорцизма со всеми заранее приготовленными спецэффектами ("у меня есть запись с шестистами вариантами демонических воплей"), забирает причитающиеся ему деньги и едет с киношниками переночевать в мотель. Ночью в его номер вбегает Нелл и с этого времени как раз и начинается настоящий хоррор.
В "Экзорцисте" Фридкина нечистый изгнан из Риган ценой жизни двух профессиональных священников, здесь же ему противостоит шарлатан, поэтому результат можно предугадать заранее. Демон, наигравшись, слопает мышку со всем ее выводком. Финальный твист, наверное, можно было предугадать (в начале фильма давался намек), но я был слишком увлечен сюжетом, чтобы цепляться к деталям.
Надо отметить, что фильм при всем его цинизме нулевых годов обращен целиком в семидесятые, когда тема, связанная с сатанинскими происками пышно цвела и приносила плоды. Помимо крепко сколоченного сюжета фильм обладает еще двумя факторами обеспечивший успех (с двух миллионов поднять 20 - такому бы позавидовал бы сам герой фильма). Первое, это актеры. Все они практически неизвестны широкой публике, отыграли на пять. Патрик Фабиан знакомый лишь фанатам сериалов почти вылитый Вуди Харрельсон как по внешнему виду, так и по игре. Он идеальное попадание в роль, его персонаж должен нравиться всем, без этого долго в бизнесе не протянуть. Эшли Белл сыгравшая одержимую Нелл явно рождена для долгой и хорошей кинокарьеры. Надеюсь, мы ее будем видеть на большом экране еще неоднократно. Остальные актеры тоже на уровне и держат планку. Второй фактор вызван тем, что ограниченные бюджетом создатели отказались от столь уже надоевших компьютерных эффектов и для фильма создали свои пусть и не навороченные, но более естественные и правдоподобные. В итоге им веришь больше, чем всем порождениям зеленого экрана.
Весьма выше среднего уровня кино все равно убеждает в том, что пора завязывать со всей этой игрой в документалку и нужно возвращаться в привычные рамки обычного кинематографа.



Tags: horror, movies
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments