хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Categories:

Mission to Moscow \ Миссия в Москву (1943)

Режиссёр: Michael Curtiz
В ролях: Walter Huston, Ann Harding, Oskar Homolka, George Tobias, Gene Lockhart, Eleanor Parker, Fred Aldrich, Cyd Charisse, Feodor Chaliapin Jr. Edward Van Sloan

Очень и очень любопытное кино, не с художественной точки зрения разумеется (это худшее кино Кертица), а с исторической точки зрения. Любопытны векторы пропаганды и те маркеры, ради которых собственно и была задумана лента.
Перед фильмом выступает сам главный персонаж фильма - бывший посол США в Советском Союзе Джозеф Дэвис. С опытностью профессионального фокусника он уверяет зрителей, что все, что будет происходить на экране чистая правда и (следите за руками) это потому, что он а) коренной американец, б) верующий человек, в) человек, пришедший во власть с самого низа. После такой преамбулы он уступает место актерам.
Дэвиса посылает в Москву сам Господь Рузвельт. Поскольку лик Господний нельзя увидеть смертному, то зрители его и не увидят, мы услышим лишь глас, повелевающий своему пророку лететь в Москву и окончательно выяснить, что такое русские - народ Гога и Магога или все-таки просто заблудшая овца божьего стада. Рузвельт доводит до зрителя ключевую фразу: "нам нет дела до того, чем русские занимаются в своем огороде, нас интересует лишь направление их внешней политики". И с этой индульгенций для Сталина посол устремляется в Москву, заехав по дороге в Берлин.
В Германии он пытается достучаться до сердец немецких политиков в надежде остановить агрессивные устремления нацистов и уговорить их примкнуть к движению разоружения. Единственным порядочным политиком оказывается Шахт, в котором Дэвис обнаруживает человека искренне готового бороться с милитаризацией страны, но бессильного против преобладающей воинственности своих коллег в правительстве. В реальности год 1943 и непонятно, хотят ли создатели подставить Шахта или таким образом намекают на приемлемость этой фигуры как главы пост-нацистского кабинета.
В России Дэвису нравится все: простые люди и партийцы, рабочие и чиновники. Он поверил в Советский Союз и Сталина как гаранта мира. Но, увы, не все хотят мирных путей, и вот мы видим, как горит харьковский завод тяжелого машиностроения, и знакомимся с терминами "Саботаж" и "Вредительство". Затем нам показывают, как 1937 год уводит тех, кто когда-то привел в мир 1917. При этом настаивающий на стопроцентной правдивости своих мемуаров Дэвис дает фантастические картины арестов. Тухачевского арестовывают прямо в ложе американского посла, когда они все смотрят выступление Улановой в Большом Театре. Процесс «правотроцкистского блока» над Бухариным, Радеком и прочими объединен с процессом комсостава. Дэвис произносит еще одну ключевую фразу: "Я верю Сталину, они преступники". За это уже в самом конце своей каденции его допускает к себе сам Он. Еще один Господь появляется неожиданно прямо из горящего куста в кабинете Калинина и выражает благодарность за правильное понимание реалий подвластного ему мира. Он заверяет американского Господа в том, что имеет исключительно миролюбивые помыслы и готов взять в клюв оливковую ветвь в любой момент. Дэвис идет прочь просветленный и умиротворенный.
Фильм должен был вбросить в сознание американского зрителя миф о том, что США все 30-е годы пытались удержать мир от безумия мировой войны и оправдать союз с Россией. Первое было плевым делом, а вот со вторым получился облом: консервативный зритель не понял столь неожиданной смены дискурса и фильм в прокате оглушительно провалился.
В заключение надо отметить, что большинство советских политических деятелей внешне в кино отображены весьма удачно. Это плюсик.



Tags: movies
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments