хумус (humus) wrote,
хумус
humus

Categories:

Countdown \ Обратный отсчет (1968)

Режиссёр: Robert Altman
В ролях: James Caan, Joanna Moore, Robert Duvall, Barbara Baxley, Charles Aidman, Steve Ihnat, Michael Murphy

Кто бы мог подумать, но Олтман, оказывается, засветился во всех жанрах. Вот в конце шестидесятых он снял предельно реалистическую (по меркам кинематографа, а не жизни, разумеется) научно-фантастическую ленту о бессмысленности космического соперничества.
До "Аполлона-11" оставался еще год, но режиссер был уверен, что Советский Союз опередит Штаты и в этом космическом проекте. Наверное, еще не один фильм не был настолько жесток в декларации бессмысленности современной космонавтики. Персонажи фильма живут космосом, бредят им, готовы жертвовать собой и другими ради достижения цели, но что характерно цели то, как раз и нет. Нельзя же считать целью опережения соперника в космической гонке? Миссия "Пилигрима" состоит как раз в этом - опередить и перегнать русских уже к этому времени отправивших первую экспедицию, совершившую облет спутника Земли. Планы рушатся, планы перетасовываются: русские отправили на Луну гражданских космонавтов, значит, Америка должна сделать тоже самое. Исключают из проекта опытного военного пилота прошедшего многомесячную подготовку к полету и назначают на роль первого прилунившегося астронавта того, кто, обладая гражданской специальностью, не имеет никакого практического опыта, но готов рискнуть полететь на чистом энтузиазме и силе духа. Понятно, что никто и не думает о каких-либо научных результатах и экспериментах. Цель одна - добраться первым, найти отправленную заранее капсулу жизнеобеспечения и продержаться до появления спасательной экспедиции. Сроки для подготовки малы, но и они сокращаются, когда американцы узнают о том, что Союз отправил новую экспедицию на Луну, члены которой станут первыми землянами, вступившими на поверхность серебристой планеты. Вся подготовка и проверка техники ужимаются до минимума и вот уже Джеймс Каан в роли того самого гражданского энтузиаста уже втиснут в маленькую кабинку капсулы приделанной к огромной ракете-носителю. Клаустрофобия при виде капсулы охватит любого зрителя, но персонаж готов страдать ради невнятной цели. С этого момента и до самого финала зритель оказывается скованным напряжением как смертник на электрическом стуле. Техника барахлит, система отказывает, есть малый шанс вернуться, но русские уже высадились на Луну и астронавт принимает решение садить свой аппарат, невзирая на то, что капсула жизнеобеспечения им так и не была запеленгована в нужном месте. Финальные пятнадцать минут наполнены таким непроходимым мраком и отчаянием (сцена с американским и советским флагами реально берет за душу), что хэппи-энд на последней минуте фильма кажется прилепленным по указке боссов с киностудии.
Разумеется, фильм не идеален и в нем имеются (в первой половине) длинноты и сцены, которые по традиции обязаны присутствовать в фильмах подобного рода, начиная с ленты "Отсюда и в вечность". Но вторая часть искупает все. Дювалл и Каан чудо как хороши, а Олтман мастерски режиссирует всю эту космодраму.
Наверное, все это кино уже давно посмотрели и я выгляжу тем самым Рабиновичем, приехавшим в Брайтон и считающим, что именно он открыл Америку.:)



Tags: movies, science fiction
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments